Содействие государства крестьянам в выплате выкупа за земельный надел

Существовал вариант, когда помещик вместо выкупа целого надела предоставлял своим крестьянам четверть участка земли установленного размера бесплатно. Такой надел назывался дарственным, а крестьяне, оформившие его, — крестьянами-дарственниками. Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. содействие государства крестьянам в выплате выкупа за земельный адел. №5. содействие помещиков крестьянам в выплате выкупа за земельный надел. №6. ограничение освобожденных крестьян в гражданских правах. 1) Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный участок (за выкуп). Около четверти суммы крестьянин должен был единовременно заплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет. Согласно реформе 1861 года крестьяне получали наделы не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, было необходимо выкупить её у помещика – заключить выкупную сделку. До тех пор крестьянин считался временнообязанным.

Условия и механизм выкупа крестьянских земельных наделов

Историки оценивают инициированную Александром II крестьянскую реформу неоднозначно. Одни отмечают, что крестьяне не стали в полной мере свободными, сохранив экономическую зависимость от помещиков, другие подчёркивают прогрессивный характер реформы в целом и утверждают, что на более масштабные преобразования у государства в то время не хватало средств. Картина 1868 г. Крепостное право Становление крепостного права в России историки связывают с событиями XV—XVI веков, когда начало ограничиваться право перехода крестьян из одной вотчины в другую. Поэтому содержание дворян и помещиков, нёсших военную и гражданскую службу, возлагалось на крестьян. В то же самое время определённые требования предъявлялись и к помещикам — они должны были защищать крестьян, помогать им в голодные годы, выполнять судебные функции. В условиях XV века такой социальный договор в известной мере мог устраивать и государство, и помещиков, и даже крестьян, однако со временем он, конечно, стал утрачивать актуальность», — рассказал в интервью RT историк и писатель Александр Широкорад. Также по теме «В одиночку против союза сильнейших армий и флотов мира»: какие уроки вынесла Россия из Крымской войны 165 лет назад Великобритания и Франция объявили войну России, поддержав Турцию. Чуть позже к ним присоединилась Австрия. С этого...

По его словам, крепостное право утратило свою логику в эпоху Екатерины II, которая воплощала в жизнь подписанный её мужем манифест о вольности дворянства. Но с крестьянами вопрос решён не был. Крепостное право превратилось в тормоз для развития России», — считает эксперт. Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны. По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество.

Ввоз издания в Россию был запрещен до 1870 г. Издания начала XX века на выставке Государственным и общественным деятелям России, внесшим огромный вклад в освобождение русского крестьянства от крепостной зависимости посвящено раритетное издание 2012 года «Главные деятели освобождения крестьян». Это переиздание биобиблиографического словаря выпущенного к 50-летию со дня реформы 1861 г. Тираж составляет всего 100 пронумерованных экземпляров. Книга прекрасно иллюстрирована 14 портретами и содержит статьи с краткими биографиями общественных и политических деятелей, принимавших участие в подготовке и реализации реформ 1861 г. Милютин, министр внутренних дел граф Ланской, граф Ростовцев; общественные деятели и писатели: А. Радищев, Н. Тургенев, князь В. Черкасский, Ю. Самарин, К. Кавелин, А. Герцен и другие. Авторами биографических статей являются А. Кизеветтер, А. Кони, Н. Павлов-Сильванский, В. Якушкин, А. Корнилов, С. Венгеров, и др. Советская историография Большое влияние на развитие советской историографии крестьянской реформы оказал научно-популярный очерк 1937 г. Впервые с марксистских позиций изложена история отмены крепостного права в России. В ней достаточно подробно характеризовались причины, сделавшие неизбежным проведение крестьянской реформы, подробно освещался ход ее подготовки. Мороховец пришел к выводу, что основная линия борьбы вокруг реформы проходила не между крепостниками и либералами, а между помещиками и крестьянами. Работа Мороховца имеет и ряд недостатков, из которых наиболее заметно излишнее внимание причинам, вызвавших реформу и процессу ее подготовки. При этом процесс реализации реформы выпал из поля зрения. Значительное количество публикаций и исследований по истории крестьянской реформы и крестьянского обобщены в работе историка Петра Андреевича Зайончковского «Отмена крепостного права в России«. В ней рассмотрены вопросы реализации реформы 1861 года. На большом фактическом материале дается социально-экономическая характеристика России первой половины XIX века, освещается ход подготовки реформы, подробно анализируются «Положения» 19 февраля 1861 г.

Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет. Таким образом, выкуп земель бывшими удельными крестьянами был совершён без посредства выкупной операции, то есть без выдачи уделу капитальной суммы процентными бумагами. Вначале по положению 24 ноября 1866 года о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати и лесного налога за лесные наделы , устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить в 1886 году; но с приближением этого срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Мнение государственного совета от 28 мая 1885 преобразовало оброчную подать на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в сорокачетырехлетний срок, с 1 января 1887 года, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы распределение выкупных платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов. Ход операции Наибольшее число выкупных сделок было заключено в первое время по освобождении. Несмотря на недоимки в 16—17 миллионов рублей по выкупным платежам, вызванные переоценкой ценности земли, выкупная операция в целом за первые 20 лет принесла 40 миллионов рублей прибыли. С 1861 года по 1906 год с бывших помещичьих крестьян было получено свыше 1,6 млрд рублей; доход правительства составил около 700 млн рублей. Отмена выкупных платежей Выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен был окончиться в 1932 году, но выкупные платежи были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года. Витте , главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Кутлере были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ [1] , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб. Было сложено 1. В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы.

За пользование помещичьей землей надо было отбывать барщину или платить оброк. Размеры полевого надела и повинности должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление уставных грамот поручалось самим помещикам, а их проверка — так называемым мировым посредникам, которые назначались из числа тех же местных дворян-помещиков. Собственниками крестьяне становились лишь после окончания расчета с государством. При этом юридический статус крестьянской земельной собственности был весьма своеобразным: в выкупных документах и уставных грамотах в качестве субъекта права с крестьянской стороны выступали не отдельные хозяева, а «сельские общества» — общины, в рамках которых и должны были существовать крестьянские хозяйства, как и прежде связанные круговой порукой в выплате налогов и отбывании повинностей. Крестьянин не имел права уйти из общества, получить паспорт — все это зависело от решения «мира». Вопрос о размерах земельных наделов, а также о платежах и повинностях за пользование ими определялся «местными положениями» разных регионов страны. Для каждой местности устанавливался размер максимума и минимума надела. По данным «Статистики поземельной собственности и населенных мест Европейской России», относящимся к концу 1870-х гг.

Выкупные платежи в России

Отмена крепостного права в России — Википедия При освобождении они получали земельный участок, размер которого рассчитывался в зависимости от региона проживания, по установленным законом нормам (около 3-12 десятин). Землю крестьяне получали не безвозмездно, а на условии откупа ее у помещика.
Финансирование крестьянской реформы 1861 года и первая ипотечная программа 2. Крестьяне получали земельный надел за выкуп, они выплачивали помещику 20% суммы, а остальную часть – государство, выдав крестьянам кредит на 49 лет под 6% годовых.

Отметьте черты крестьянской реформы 1861 г.?

Выкуп земельных наделов крестьянами стал обязательным с 1883 года. В течение 49 лет они были обязаны вести выплаты государству. Размер выкупа носил грабительский характер. Однако по их «Положению» удельные крестьяне переводились на выкуп земли в течение ближайших двух лет и средний размер их земельного надела составлял 4,8 десятин земли. Размеры выкупа земли в каждом регионе были разными. Но везде государство помогало крестьянину совершить выкуп: оно оплачивало 80 % стоимости надела, а остальные 20 % выкупной суммы крестьянин выплачивал помещику самостоятельно. крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. 4. При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа).

Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права

Отмена крепостного права — кто и в каком году его отменил, каковы были причины и значение события Существовал вариант, когда помещик вместо выкупа целого надела предоставлял своим крестьянам четверть участка земли установленного размера бесплатно. Такой надел назывался дарственным, а крестьяне, оформившие его, — крестьянами-дарственниками.
Крестьянская реформа г. — урок. История, 9 класс. Кроме того, помещик имел право предоставить крестьянину так называемый «дарственный» или «даровой» надел безвозмездно без выкупа; «на основе взаимного соглашения»; размер дарового надела составлял одну четверть высшего надела.
Крестьянская реформа года - - 3) содействие государства крестьянам в выплате выкупа за земельный надел; 4) сохранение административной власти помещиков над крестьянами.

Отмена крепостного права в России

Выкупные платежи: цена свободы крестьян Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества.
Крестьянская реформа года - - Согласно реформе 1861 года крестьяне получали наделы не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, было необходимо выкупить её у помещика – заключить выкупную сделку. До тех пор крестьянин считался временнообязанным.
Отметьте черты крестьянской реформы 1861 г.? За получение земли в собственность крестьяне платили выкуп: 20% — помещику, а 80% — государству, возвращая тому ссуду, которую оно за них заплатило помещикам-землевладельцам.
Финансирование крестьянской реформы 1861 года и первая ипотечная программа Выкупные платежи — такое название во второй половине XIX–начале XX века получили операции по выкупу земли крестьянами после отмены крепостного права в 1861 году.
«Заберите свободу, отдайте землю»: история отмены крепостного права в России До выкупа земли у помещика крестьяне оставались «временно обязанными» и должны были по-прежнему выполнять барщину и платить денежный оброк. Величина оброка была большей, чем до реформы, и колебалась в зависимости от местности. Выкуп крестьянских наделов.

Выкупные платежи в России

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫКУПЕ КРЕСТЬЯНАМИ, ВЫШЕДШИМИ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ, ИХ УСАДЕБНОЙ ОСЕДЛОСТИ, И О СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К ПРИОБРЕТЕНИЮ СИМИ КРЕСТЬЯНАМИ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОЛЕВЫХ УГОДИЙ (1861 г., февраля 19). Для упрощения этой операции правительство компенсировало помещикам 75-80% стоимости земли, а крестьяне становились должны уже государству. Данные выплаты совершались не одномоментно. невозможность единовременной финансовой операции для государства в случае обязательного выкупа. Третий - форма выкупа, принятая Комиссиями, должна обеспечить удержание за всеми крестьянами существующих наделов. приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа).

§ 21. Великая реформа 1861 г. и выкупные платежи.

Выкупные платежи – сумма выкупа за помещичью землю, которую крестьяне должны были погасить государству за 49 лет. Сельский сход – распорядительный орган сельского общества; состоял из домохозяев и выборных должностных лиц, возглавляемых старостой. Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе»: «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая). Сумму выкупа тоже определял помещик. До полного выкупа земли крестьяне считались «временнообязанными». Все земельные вопросы между крестьянами и помещиками улаживали специальные мировые посредники, которые назначались из дворян.

Система выкупа бывших крепостных в 1861 году

Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я. Ростовцев рис.

Ростовцев — руководитель Редакционных комиссий Источник Проведение реформы Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г рис. В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г.

Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте.

Таким образом, даже если помещики очень сильно желали помочь своим крестьянам, они не могли этого сделать по закону.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2—3 раза. В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др. В результате отрезки земли, получения дарственных наделов и отказов от земли преимущественно на Левобережной Украине надельное землепользование крестьян в ходе К. Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, т. Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях К. В результате наделы крестьян в этих районах по сравнению с количеством земли, зафиксированной в уставных грамотах, значительно увеличились. Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 1552 тыс.

Но в ряде губерний их было ещё много Курская 160 тыс. В целом быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки. В ряде губерний помещики предоставляли крестьянам рассрочку в уплате дополнительных платежей, чаще всего на кабально-ростовщических условиях, вплоть до замены их отработками. Всего к 1 января 1895 было утверждено 124 тыс. В итоге К. У 115 тыс. Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян , которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля».

Выкупная операция Чтобы решить вопрос об отношении крестьян к земле, в рамках крестьянской реформы был принят ряд документов, регулирующих порядок ее осуществления. Всего их было 17, и в их числе — положение о выкупных платежах крестьян. Согласно данному законодательному акту и проводилась выкупная операция.

Она была призвана способствовать переходу земельных наделов в собственность крестьян. До того момента, как земля будет выкуплена, крестьяне, будучи свободными лично, должны были продолжать платить оброк и барщину за то, что они пользовались землей помещиков. В таком положении крестьяне рассматривались как временнообязанные. Чтобы земля перешла в собственность к земледельцам, им необходимо было заплатить выкупные платежи, понятие которых будет дано ниже. Сущность платежей В соответствии с положением о выкупе, правительство ссужало крестьянам под приобретаемые ими земли определенную сумму, которую они должны были уплачивать в течение продолжительного времени. Для изыскания средств на ссуды правительством были выпущены процентные бумаги для долгосрочного кредита. Срок выкупных платежей составлял 49 с половиной лет. Правительство брало на себя обязательства по уплате капитала и процентов помещикам по выданным им процентным бумагам.

А крестьяне из временнообязанных превращались в собственников земли и были должны денежные средства за нее непосредственно правительству в части уплаты процентов и погашения самой ссуды. В этом и заключается сущность выкупных платежей. Правила выкупа По общему правилу, выкуп земли совершался по взаимному добровольному соглашению между крестьянами и помещиками. Однако существовал и другой вариант, обязательный, осуществлявшийся по требованию хозяина земли.

Кратко ответы на вопросы Уже к концу 18 века недовольство народных масс в Российской империи возросло до предела. Царское правительство более не могло игнорировать аморальность крепостного права на фоне свободного от рабства европейского общества. Так что, предпосылки отмены крепостного права в России появились задолго до вступления на царский престол Александра II, который подписал долгожданный для крестьян манифест. Постепенное улучшение условий для крепостных: каковы были главные причины отмены крепостного права Социально-экономическое развитие Российской империи неизменно отставало от европейских государств, причиной чему была непроизводительная крепостная система. Отсутствие вольнонаёмного труда тормозило развитие капиталистической промышленности.

Нищие крестьяне не могли потреблять промышленную продукцию, что также негативно влияло на развитие сектора. Кроме этого, кризис крепостнических хозяйств вёл к разорению помещиков. Поэтому главные причины, касающиеся необходимости упразднения крепостного права, выглядят однозначно: кризис имперской феодально-крепостнической системы: отсталость Российской империи почти во всех сферах жизнедеятельности; нарастающее волнение среди крепостных и нередкие крестьянские восстания В начале 19 столетия крестьяне Российской империи стали ощущать некоторое послабление крепостной системы. Согласно Указу о вольных хлебопашцах крепостные по договорённости с помещиками могли получить за выкуп свободу. Закон оказался малоэффективным, но начало было положено. Компромиссный вариант реформирования крепостного права предложил генерал А. Этот государственный деятель имел большое влияние и был чуть ли не вторым человеком после царя в империи. Проект Аракчеева об отмене крепостного права заключался в освобождении крестьян на основании аренды: помещики при этом получали компенсацию из казны. Такое решение было направлено по большему счету на защиту интересов помещиков, ведь крестьяне всё равно были бы вынуждены арендовать землю.

Да и Аракчеев сам имел немало крепостных, посему очевидно какими взглядами он руководствовался. Впрочем, одобренный Александром I проект Аракчеева так и не воплотился в жизнь. Это интересно Жена А. Аракчеева была дочерью кучера.

Проведение реформы по отмене крепостного права в России

Он граничил барщину тремя днями, чтобы крестьяне успевали пахать и своё поле. Но Павел боялся не угодить дворянству, потому его манифест носил рекомендательный характер, и многими помещиками не выполнялся. Его сын Александр I в 1803 году принимает «Указ о вольных хлебопашцах», но касался он только тех крестьян, которых добровольно освобождали помещики. При Александре I личную свободу, правда, без земли, получают крестьяне трех прибалтийских губерний: Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. При Николае I было создано более десяти комиссий, разрабатывавших закон об освобождении крестьян. Но на практике ни один из этих проектов реализован не был из-за противодействия помещиков.

Факт 2. При Александре II подготовкой реформы занимались крупные помещики-крепостники. Почему они вдруг согласились пойти на компромисс? В начале своего правления Александр держал речь перед московским дворянством, в которой озвучил одну простую мысль: «Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу». Его опасения были не напрасными.

За первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие 1851 - 1860 гг. Помещики предоставили Александру более сотни проектов будущей реформы. Те их них, которые владели имениями в нечерноземных губерниях, готовы были отпустить крестьян и дать им наделы. Но эту землю должно было выкупить у них государство. Помещики черноземной полосы хотели сохранить в своих руках как можно больше земли.

Но окончательный проект реформы составлялся под контролем государства в специально образованном Секретном комитете. Факт 3. После отмены крепостного права почти сразу среди крестьян поползли слухи, что зачитанный им указ — поддельный, а настоящий манифест царя помещики скрыли. Откуда взялись эти слухи? Дело в том, что крестьянам дали «волю», то есть личную свободу.

Но землю в собственность они не получили. Собственником земли по-прежнему оставался помещик, а крестьянин был лишь ее пользователем. Чтобы стать полноправным владельцем надела крестьянин должен был выкупить его у барина. Освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община, покинуть которую было затруднительно. Факт 4.

На каких же условиях крестьяне расставались со своим рабским положением? Наиболее острым вопросом был, конечно, вопрос о земле. Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой. Вся территория Европейской России была разделена на 3 полосы - нечернозёмную, чернозёмную и степную. В нечерноземных областях размеры наделов были больше, но в черноземных, плодородных регионах помещики расставались со своей землей весьма неохотно.

Крестьяне должны были нести свои прежние повинности — барщину и оброк, только теперь это считалось платой за предоставленную им землю. Таких крестьян называли временнообязанными. С 1883 года все временнообязанные крестьяне обязаны были обязаны выкупить свой надел у помещика, причем по цене куда выше рыночной. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Распределение земель в отдельно взятых поместьях тоже происходило в интересах помещиков.

Наделы были отгорожены помещичьими землями от угодий, которые были жизненно необходимы в хозяйстве: лесов, рек, пастбищ. Вот и приходилось общинам арендовать эти земли за высокую плату. Факт 5. Многие современные историки пишут о недостатках реформы 1861 года. Например, Петр Андреевич Зайончковский говорит, что условия выкупа имели грабительский характер.

Посмотрим теперь, что дало освобождение крестьян другим собственникам. В 1863 г. Первоначальная выкупная ссуда им была в 51 миллион рублей, но позднее понижена до 48. До 1907 г. Из земель, находящихся в ведении Кабинета Его Величества, отошло до 168. До этого года крестьяне выплачивали 1. В 1904 г. Департамент окладных сборов Министерства Финансов следующим образом исчисляет доходность удельных земель по 36 губерниям, в которых уделам принадлежит всего 5. По мнению департаментского издания, ценность удельных земель может быть определена на основании определенных рыночных цен на землю, в сопоставлении их с размерами владений, в 262.

Земли, к ним отошедшие при этом, были оценены правительством в 1. В некоторых местностях цены на эти земли были назначены еще более высокие, чем какие платили крестьяне помещичьи.

Правила выкупа Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 — 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.

Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Положение о выкупе допускало также досрочное погашение статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115.

Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение. Выкуп по 165 стaтье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет 1882—1887 выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет. Размер выкупных платежей Выкупные платежи стали для крестьян самой тяжёлой формой прямых налогов; их размер зависел от прежде существовавшего оброка. Однако, выкупные платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных.

Эффективно развитие выкупной операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян. В нечернозёмных промысловых губерниях имела место несоразмерность выкупных платежей за землю, определённых на основе оброка который крестьяне уплачивали, занимаясь отхожим промыслом со сравнительно низкой ценностью и доходностью земли. В этих губерниях требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах если он желал реализовать в деньгах выкупную ссуду , в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную ее стоимость. На 1877 год число сделок по требованию помещиков почти вдвое превышало число сделок по обоюдному соглашению, что несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и что выкупная операция была весьма выгодною для помещиков.

Самый высокий оброк 12 рублей в год платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже. Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней. Местные положения Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» — «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области». Освобождение дворовых крестьян «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию. Выкупные платежи Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически с учетом процентов по кредиту уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5. Анализ реформы Историки, жившие в эпоху Александра II и изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения указанных законов. Как указывал М. Покровский, вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении абсолютно ничего не изменилось или даже ухудшилось: в частности, пороть крестьян помещики стали ещё больше. Такого же мнения придерживался, например, историк Н. Рожков — один из наиболее авторитетных специалистов по аграрному вопросу дореволюционной России, а также ряд других авторов, писавших о крестьянском вопросе. Существует мнение, что законы 19 февраля 1861 г. Лишь в течение первой половины XVII в. Но возникновение крепостного права однозначно датируется историками не с момента его полного юридического оформления, а с момента фактического возникновения конец XVI — начало XVII вв. Соответственно, и после реформы 1861 г. Ранее в истории исчезновение данного института также не происходило в один день, например, в Западной Европе оно растянулось на 2-3 столетия XI—XIV вв. Что касается конкретных условий выкупа земли, то по данным Н. Рожкова и Д. Блюма, в нечерноземной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала даже в 5-6 раз. Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 г. Таким образом, условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя. Соответственно, по условиям реформы крестьяне не могли отказаться от выкупа земли, которую М. Покровский называет «принудительной собственностью». Ещё одним результатам реформы 1861 г.

Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права

Был создан Берлинский конгресс. Территория Болгарии была разделена на северную и южную. Договор с Китаем о границе по реке Амур. Найдите ошибки в тексте и исправьте их: 19 февраля 1861 года Александром II были подписаны документы крестьянской реформы. Согласно Манифесту все крестьяне страны получали личную свободу, некоторые имущественные права заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения , но полного уравнивания крестьян с другими сословиями не произошло: сохранялось прикрепление крестьян к общине, оставалась рекрутская повинность и подушная подать.

Назовите две основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в описываемое время? Укажите не менее трех причин. Используя данные источника и свои знания по курсу истории назовите не менее трех мер правительства по поддержке дворянских хозяйств. Ответы: 1. Может быть указано, что 1 Крестьянская реформа 1861 г. Могут быть указаны следующие причины: 1 С освобождением крестьян от крепостной зависимости помещики лишились даровой рабочей силы; 2 Помещики не имели денежных средств для перестройки хозяйства на капиталистической основе; 3 Низкие урожаи не давали помещику достаточной прибыли для расширения производства; 4 Помещики вынуждены были выплачивать большие, непосильные для них процентные ставки за банковский кредит.

Могут быть названы следующие меры правительства по поддержке дворянских хозяйств: 1 Открытие Дворянского банка; 2 Отсрочка уплаты дворянами недоимок, долгов в банк; 3 Подчинение сельской крестьянской администрации земским начальникам, назначаемым из потомственных дворян. Из речи Александра II в Государственном совете. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ.. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства… Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле».

Когда Александр II впервые официально заявил о необходимости отмены крепостного права? Назовите год. В чьих интересах была проведена Крестьянская реформа?

Применение его началось для некоторых местностей этой области с мая и сентября 1863 года, для других — с 1 января 1864 года.

На Кавказе и в Закавказье обязательный выкуп был введён только в 1912—1913 годах. Выкуп земли удельными и государственными крестьянами Кроме бывших помещичьих крестьян выкуп земель, в силу особых законов и на несколько иных основаниях, был распространен и на две другие обособленные группы: на крестьян удельных и государственных. По положению 26 июня 1863 года о поземельном устройстве крестьян государевых, дворцовых и удельных имений, все находившиеся в пользовании этих крестьян земли были предоставлены им не в постоянное пользование, как при наделении помещичьих крестьян, а в собственность, с применением обязательного выкупа. Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет.

Таким образом, выкуп земель бывшими удельными крестьянами был совершён без посредства выкупной операции, то есть без выдачи уделу капитальной суммы процентными бумагами. Вначале по положению 24 ноября 1866 года о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати и лесного налога за лесные наделы , устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить в 1886 году; но с приближением этого срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Мнение государственного совета от 28 мая 1885 преобразовало оброчную подать на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в сорокачетырехлетний срок, с 1 января 1887 года, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы распределение выкупных платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов.

Ход операции Наибольшее число выкупных сделок было заключено в первое время по освобождении. Несмотря на недоимки в 16—17 миллионов рублей по выкупным платежам, вызванные переоценкой ценности земли, выкупная операция в целом за первые 20 лет принесла 40 миллионов рублей прибыли. С 1861 года по 1906 год с бывших помещичьих крестьян было получено свыше 1,6 млрд рублей; доход правительства составил около 700 млн рублей. Отмена выкупных платежей Выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен был окончиться в 1932 году, но выкупные платежи были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

Витте , главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Кутлере были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ [1] , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 , которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

В 4 «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. Первое из них — «Великороссийское» для 29 великороссийских, 3 новороссийских Екатеринославская, Таврическая и Херсонская , 2 белорусских Могилёвская и часть Витебской и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на 3 полосы нечернозёмную, чернозёмную и степную , каждая из которых состояла из «местностей».

Надельная земля предоставлялась «сельскому обществу» т. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной «местности» ст. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками ст.

При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности ст. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально ст.

Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Так, «Малороссийское» для Черниговской, Полтавской и части Харьковской губерний предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственно-семейного принципа. Повинности здесь были несколько ниже, чем в великороссийских губерниях.

За каждую десятину надела полагался оброк от 1 руб. Повинности здесь были несколько выше, чем на Левобережной Украине. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ровенскую, Минскую и часть Витебской губерний, за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались к 19 февраля 1861.

Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентарях имений. Особенности К. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию.

В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий