Славянский праздник 2 февраля

2 февраля славяне отмечают языческий праздник – День богини Додолы (Громница). В этот день впервые можно услышать гром. Сретенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. Трифонов день — предыдущий день славянского календаря. Терендез — национальный армянский праздник. На 2-ой денек июля, когда жара все прибывала, а деньки понемногу становились короче, в славянские земли приходил праздник Велесова снопа, открывавшего пору сенокоса.

Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной ⚡

Громница – один из старинных славянских праздников Колеса года, которому соответствует кельтский Имболк. Громница – один из старинных славянских праздников Колеса года, которому соответствует кельтский Имболк. Приметы на Громницу. Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной. Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля. во время Громницы Лето впервые встречается с Зимой, хотя эта встреча и мимолетна. В южных районах России в это время иногда слышали первый гром. Древнерусские названия февраля: сечень — секут еще зимние ветры; межень — межа между зимой и весной; снежень, лютень — лютуют морозы; бокогрей — на солнечной стороне пригревать начинает. На Украине февраль называют лютий, в Белоруссии и Польше — лютый. В народном календаре славян 2 февраля — Ефимий (в честь преподобного Евфимия Великого). Согласно примете, весна будет ранней, а лето дождливым, если на Ефимия в полдень светит солнце. В США и Канаде 2 февраля — День сурка.

Какой праздник 2 февраля

Число 40 у славян. Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля. Во времена двоеверия обряды Громницы слились с христианским праздником Сретенье. Однако, сейчас мы говорим именно о традиционном. 23 февраля – Прохор Весновей – по народным приметам, если в этот день дым из трубы идет ровный и поднимается вверх, – к морозу. 24 февраля – Коровий праздник, Власьев день – если длинные сосульки в этот день, – значит, уродятся помидоры. Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля. Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой. В древности люди считали, что крещенская вода является мощным оберегом. Окунувшись на праздник в прорубь, человек будет наделен силой и здоровьем. В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая «просыпается» после долгой зимы. Другими словами — это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады — покровительницы любви и брака.

Славянские праздники. Громница 15 февраля

Нынешние поклонники былого язычества заявляют, что христианский день Ивана Купалы — это славянский языческий праздник, при этом не задумываясь, откуда у славянского бога летнего солнца Купайлы могло взяться древнееврейское имя Иван (Иоанн). Главные Славянские праздники февраля. Как и что праздновали славяне в феврале? Всего один шаг остается до весны в феврале. И потому большинство славянских праздников и обрядов нацелено на то, чтобы по. Оно установлено в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянское – "сретение") в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном, символизирущем встречу Ветхого и Нового Заветов. Славянскому Сретению/Громнице соответствует древнекельтский Имболк (от imb-volk — «ливень») — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений). При римлянах Имболкотмечался в февральские календы (1 февраля).

Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной ⚡

Славянские праздники. Новый год 01 января. Водосвятие 06 января. Громница 02 февраля. Велесов день 11 февраля. Заклички (весенний Стрибог) 01 марта. Комоедица, Масленица, Ярилин день 24 марта. Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля. Громница – один из праздников, который справляли не шумно, в кругу семьи. Древнерусские названия февраля: сечень — секут еще зимние ветры; межень — межа между зимой и весной; снежень, лютень — лютуют морозы; бокогрей — на солнечной стороне пригревать начинает. На Украине февраль называют лютий, в Белоруссии и Польше — лютый. Громницы — языческий славянский праздник 15 февраля. По народным поверьям, в этот день впервые за зиму гремит гром, а зима встречается с весной. праздник в честь славянского бога Велеса, отмечаемый родноверами в феврале. Происхождение праздника. Сен - Блез со скотом. Сретенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. Трифонов день — предыдущий день славянского календаря. Терендез — национальный армянский праздник.

Сретение (Громница)

На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы — Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля. Змей же, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли Красная Горка, день весеннего равноденствия. Там её и настигает обманутый Змей. Но не может он противостоять чарам Матери Всего Живого и соединяется с ней в экстазе любви Купала, день летнего солнцестояния.

Подробнее 12 июля - День Снопа Велеса Славянский праздник. Велес покровительствовал всем земледельческим работам. Подробнее 20 июля — Перунов день Славянский праздник. Все мужчины обязаны были иметь при себе оружие хотя бы нож или топор , совершая торжественное шествие с песнями, славящими Перуна, во время зачина.

Затем воины приступали к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, клали мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносился бык или петух должен быть одного цвета, лучше всего красный. На жертвенной крови заговаривалось оружие, жрец мазал кровью чело каждого воина, после чего те надевали на голову красные повязки. Над жертвенным огнем освящались воинские обереги. Илия - один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился за 900 лет до Рождества Христова. Отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника Ваала солнца , который заставлял еврейский народ делать то же.

Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет в городе Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника - один Ваалу, а другой - Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол». Огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полив их водой, и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и опалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

Подробнее 7 Августа - Спожинки Дожинки К середине августа на всей славянской земле заканчивались жатва, уборка и переработка урожая зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника - Спожинки дожинки, обжимки. Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось древними предками по всей Европе. Подробнее 21 августа — День Стрибога Славянский праздник. Стрибог древне-русское Стрибогъ - в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Подробнее 8 сентября - Род и Роженица Этот славянский праздник посвящен семейному благополучию.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху таракана, комара, осу кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы. После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами оленихами , показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать. Праздник заканчивается рожаничным пиром обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино и игрищами. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб желательно овсяный.

По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето». В этот день воздавалось Благодарение Матери - Земле. В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей прежде всего заготавливали лук. Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу барана. Из муки нового урожая пекли пирог.

Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни. Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября. Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима. Заканчивается уборка урожая, и люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим, поскольку по славянским верованиям, птицы способны перелетать в верхний мир светлое небесное царство по ту сторону облаков , где живут души умерших. Вырий или Ирий-сад - это древнее название Рая у восточных славян.

В Раю растет мировое древо наши предки полагали, что это береза или дуб , у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке. По народным легендам, в Ирий-саду у колодцев находятся места с чистой ключевой водой, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки и сладко поют райские птицы. Они приготовлены для будущей жизни хороших, добрых людей. Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Через отца Индрика он - потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его - Сыра Земля, по мифам и легендам разных народов, непременно рождала чудовищ. Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, и всю Вселенную. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью. Подробнее 21 сентября - День Сварога Славянский праздник.

Праздник Небесного Кузнеца, Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги прерывание живой связи между Небом и Землей. Землю постепенно сковывает мороз, влияние светлых Богов падает. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня режут кур, а первых подают Сварогу в жертву. Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной другие названия - канун, свеча называли совместную трапезу полноправных членов общины одной деревни, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян. В основе братчины лежал благочестивый обычай - поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников. В частности, именно у Лады и ее дочери Лели Лельник испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев. Подробнее 27 сентября - Родогощь Таусень Славянский праздник,которыйпразднуют, когда собран урожай, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог в старину пирог был в рост человека , за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?

Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог. После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой - еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается. В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая заговоры. Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов, поскольку жрецы вводят себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. Праздник заканчивается многолюдными игрищами. Макошь - богиня брака, родов, покровительница прях, женского начала, защитница женщин и девушек. У древних славян днем поминовения Макоши считалась Пятница.

После принятия христианства пятый день недели - пятница - связывался со святыми женского пола. Некоторые источники утверждают, что культ Макоши возник 40 - 30 тысяч лет назад. Макошин металл - серебро, камень - горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища от старославянск. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Макоши - пауки, потому считается хорошей приметой, если в лицо прилетит паутина. Также с Макошью связывают оберег-веревочку, повязываемую на правое запястье.

В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога — символ Мудрости и Силы Матери. Рога остаются Детям Земли и дарят им Мудрость Богач, день осеннего равноденствия. Змей, довольный своим успехом, успокаивается и засыпает. Коляда, день зимнего солнцестояния А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим детям, она вновь похищает Ожерелье Силы и выходит с ним на поверхность Земли Громница. Коло замкнулось.

Додола считается горделивой и непокорной девушкой, под стать нашим праматерям Амазонкам. Богиня Додола считается покровительницей растительности, а также владелицей стихии, живой небесной воды. В её силах было вызывать дождь, который оплодотворял землю-матушку. В давние времена молодую девушку, которая считалась княгиней праздника Перуна, украшали разнообразными венками и гирляндами из растений, в честь Додолы, так как именно к ней обращались православные родноверы, когда стремились вызвать дождь.

Ещё одно популярное название Громницы, которое дошло и до наших времён — Сретение, что в переводе означает встреча. Так согласно славянским сказаниям, в эту пору, как мы уже говорили встречается Зима с Весной. В народе говорили: «На Сретение зима весну встречает, заморозить её юную хочет, а сама, злодейка, от своего желания только потеет о Сретенских оттепелях ». Сретенье в народе считалось самыми первыми закличками весны, вторые заклички весны происходили 9 марта на Сороки, а третьи в пору Весеннего равноденствия, на Масленицу, когда Весна-Красна приходила в Явь. В день сретенья проводилось множество обрядов, во время которых зажигались так называемые Громничные или Громовые свечи. Так освещаясь небесным племенем, народ зажигал как большие, так и маленькие огни. Подобные «громовые свечи» дошли и до христианских обычаев.

Сретение (Громница)

2 февраля: Славянский праздник Громница Языческие и славянские праздники в декабре. 3 декабря День памяти богатыря Святогора. В этот день славянами вспоминается и почитается богатырь-великан Святогор, принесший Руси большую пользу в борьбе с печенегами.
Сретение (Громница) Среди них Громница — Сретение. В разных конфессиях праздник отмечают в разные дни: католики 2-го, армянские христиане 14-го, православные 15 февраля.
Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной ⚡ – Telegraph Приметы на Громницу. Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной. Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля.
Сретение (Громница) Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой. В древности люди считали, что крещенская вода является мощным оберегом. Окунувшись на праздник в прорубь, человек будет наделен силой и здоровьем.

Праздник Громницы и его легенды

  • Славянские праздники. Громница 15 февраля
  • Кто такая Додола-Громовница
  • Вход в систему
  • Громница праздники славян - [HOST] - все о праздниках и празднованиях

Заголовок 1 первой колонки

  • Какой праздник 2 февраля
  • 2 февраля Громница: как празднуем?: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров
  • Заголовок 1 первой колонки
  • Славянские праздники февраля – солнце на лето, зима на мороз.
  • Что это за праздник?

День снопа Велеса — славянский праздник 2 июля

Во времена двоеверия обряды Громницы слились с христианским праздником Сретенье. Однако, сейчас мы говорим именно о традиционном славянском празднике первой встречи с весной. Громница — один из праздников, который справляли не шумно, в кругу семьи. Лишь в некоторых районах России отмечают традиции праздничных гуляний в этот день и описывают лишь гуляния молодежи по улице с песнями, без вечерних посиделок и праздничных игр. В этот день в далеком 1943 году в ходе... Зима ещё не отступает, но уже чувствуется, что конец её близок.

Подобные праздники встречали по всей Европе, суть их была одна и различными были лишь названия — Громница, День Бригитты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и т. Отмечается Громница в первых числах февраля и знаменует время Великого Перелома, начало конца владычества Марены над миром Яви.

С введением христианства большинство языческих праздников было подменены или слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными 15 февраля, имеет несомненно языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника. Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу. А в Велесовой книге даже если говорить о ней, как о Литературном художественном источнике говорится: «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов … И павшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить. И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом».

Перуница — это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша , другое их название Девы-поляницы паляницы. Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова «поле» — поле битвы, поле брани. Перуница — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга в различных версиях. Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей головы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность. Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противоборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет.

Воск хорошо известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно. Для Громничной свечи заготавливался воск заранее наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником. В Белорусии Громницы, как олицетворение Перуновой силы отливались преимущество мужчинами хозяевами дома, чем больше получалась свеча, тем благополучнее считался будущий год. На Украине Громницы изготовлялись в основном женщинами, три свечи сплетались «в косу», расходясь кверху маленьким Трезубцем символ единства тремирья Яви, Нави и Прави. До введения христианства громовая свеча зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян — во время богослужения в церкви. Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля.

Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём. Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать Своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство. В Белоруссии на Громницу проводили обряд «агнистага крыжавання» «огненного крещения». Сначала хозяин крест на крест поджигал совсем чуть-чуть у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству.

После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь. Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году. Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.

Наблюдение за погодой Наблюдая за погодой в этот праздник, наши предки ворожили о будущем лете. Гроза совсем не обязательное явление 2 лютеня, но услышав гром, люди ждали скоро прихода тепла. Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Говорят, что какая погода будет первого числа, то таким будет и весь февраль. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного. По народному поверью в эту пору Медведь, Лесной Хозяин в своей берлоге поворачивается на другой бок-«февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет» На склоне дня славянские ребятишки, проживающие на Украине и южнее, собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались первые заклички весны, в районах средней полосы России — закликать весну начинали позже.

Ритуал праздника — танец Огнедевы Танец Огневеды — это танец торжества Женской Силы, утверждения и защиты всего живого. Ритуальный танец творится вокруг большой свечи, от которой впоследствии поджигаются свечи, принесенные участницами ритуала. Свечи, таким образом, обогащаются энергией ритуала им дают немного погореть, а затем гасят. Затем, когда возникает потребность, Громничные свечи зажигают и используют для защиты дома и целительства, для очищения энергетики окружающего пространства. Существуют хвори, которые, по поверьям, можно изгнать лишь Громничной свечой. Еще в народе Громничные свечи используют для защиты дома от ударов молнии в грозу. Источник Многие наши соотечественники задаются вопросами о прошлом своего народа, о своих корнях и это вполне естественно.

Ответы на эти и многие вопросы Вы сможете найти на нашем сайте. Ведь только в нашей культуре Родовая память имеет невероятную силу и влияет на жизнь человека спустя такое количество времени. У наших предков — древних славян на протяжении многих веков был собственный славянский календарь, по которому они жили на протяжении тысячелетий. Стоит отметить, что религия была неотъемлемой частью жизни каждого славянина, а многие исследователи утверждают, что она была основой общества славян. Были, конечно, и особенные славянские праздники, занимавшие особое место в году, одним из них было Сретение или Громница, празднование которого проходило 15 февраля. Это один из самых древних праздников наших предков, в этот день было принято почитать три стихии земли — Огонь, Свет и Грозу. Конечно, подобные празднования можно встретить во всех Европейских культурах, суть которых подобна, но названия они имеют естественно разные, как и историю возникновения.

В этот день по древним поверьям случается встреча зимы и весны, наши предки считали это время Великого Перелома, и окончание власти Марены над миром Яви. Как Громница стала христианским праздником С приходом христианства как главенствующей религии, церковь пошла на хитрости, ведь искоренить язычество за одну минуты или даже день было невозможно, поэтому для пущего и скорого эффекта они подменяли и сливали воедино христианские и языческие празднования, но уже с удобной для себя трактовкой. Это произошло и с Громницей, только в православной религии он называется Сретенье Господне, хотя многие культурологи утверждают, что он имеет непосредственную связь с культом Перуна. Понятное дело церковь не приемлет такую точку зрения и считает это проявлениями «диявольского». Наши предки же считали, что в день Громницы происходит первая серьезная битва между зимой-Мореной и прекрасной Весной. От их боя даже слышны раскаты грома единственные в зимний период. Полагалось, что начинается противостояние между светлыми и темными силами, именно поэтому в этот праздник особенно поклонялись Громовержцу Перуну и Богине Громовнице.

Стоит отметить, что на разных территориях богиню называли по-разному, несмотря на одну религию. К примеру, южные славяне звали ее Громовницей, проживавшие прародители на территории Украины — Паляницей. А на некоторых территориях почитали Жену Громовержца — Перуницу. В этот праздник в равной части поклонялись как Перуну, так и богине Громовнице. Естественно, прошли многие столетия и найти истину, кого больше почитали или же что конкретно подразумевали наши предки под своими обрядами поклонения практически невозможно. Но исследователи, историки и культурологи совершают невозможное, открывая нам все больше информации о наших предках и их жизни. Как праздновалась Громница Главным символом этого праздника для древних славян была громничная свеча, которая была отражением Небесного огня.

Для того чтобы изготовить свечу наши прародители изготавливали самый качественный и лучший воск, а непосредственно перед праздником в последний шесток растопленный воск заливали в формы и давали остыть. После чего вся деревня собиралась на капищах для мольбы богов, где и зажигались эти свечи. Предки верили, что с помощью свечи можно не только отвести молнию, но и просить богов о дожде при засушливой погоде, но в основном такими ответственными делами занимались жрецы и волхвы. Также во время тяжкой болезни человека, лекари вкладывали в руку больного свечу, и та своей магической силой исцеляла их. Существует огромное количество поверий и суеверий касающихся не только свечи, как главного символа, но и самого праздника. К примеру, наши предки отслеживали погоду, какая она в канун праздника, такая будет и весь месяц. Если же на небосводе покажется солнце, то ожидается ранняя весна.

Еще одним немаловажным символом Сретенья, который выполнялся каждый год, был ритуальный торжественный танец называемый Огнедевой. Он танцевался исключительно женщинами всей деревни или поселения в качестве утверждения и защиты всего живого на земле. До этого жрецы зажигали огромную свечу на капище и молились, после чего женщины брались за руки и становились вокруг свечи танцевать, после этого танца поджигались свечи всех присутствующих и ритуал продолжался. После танца свечи, которые напитались энергией молитв, гасились и хранились в течение всего года, если в доме хворь, какая завелась или же просто несчастье и проблемы постигали семью, то свечу поджигали и молились. Наши предки верили, что сила богов поможет в трудную минуту и защитит от различных напастей. Настал февраль — весна не за горами. В старину, последний зимний месяц, наши предки называли Лютень, или просто Лютый.

Не зря ведь месяц получил такое название. Вроде зима почти кончилась, того гляди, и весна пожалует, а февраль неожиданно приморозит. Самые промозглые морозы обычно именно в этом месяце бушуют за окном. Создаётся такое ощущение, словно зима своих позиций сдавать совсем не собирается, вот и лютует беспощадно. По верованиям наших предков, больше всего смертей в зимнюю пору приходилось именно на февраль. Верили древние славяне, что в последний месяц своего властвования в Явьем мире, тёмная богиня Мара становилась совсем беспощадной, и старалась забрать с собой как можно больше человеческих жизней. Поэтому, чем больше близился конец месяца, тем радостнее становилось людям.

Конец февраля обозначал долгожданное избавление от власти тёмной матери погибели. Но, и в начале лютого месяца февраля, у древних славян был особый праздник и обряд — Громница. Этот праздник праздновали обычно на второй день лютого месяца, то есть второго февраля, и олицетворял он собой первую встречу грядущей весны и холодной зимы. Почему праздник назвали именно Громницей, спросите вы. А всё дело в том, что по преданию, именно в этот день, один единственный раз за всю зимнюю пору, гремит гром бога Перуна, а гремит этот гром не просто так. Он угрожает тёмной богине Маре и напоминает ей о том, что близится конец её власти. Именно в это день, на мироколице Явьего мира, в первый раз молодая весна даёт бой зимушке.

В этот же день, в лесу, в своей берлоге, на другой бок переворачивается спящий медведь — любимец бога Велеса. В народе было принято в это день проводить всякие очищающие обряды и просить у богини Морены смилостивиться, и не морозить пуще прежнего. В народе ходили разного рода присказки, мол солнце на лето, зиму на мороз. Одним словом, именно с этого дня, для древних славян начинался обратный отсчёт. Громница знаменовала начало борьбы, и шествие новой жизни по земле. Данный праздник был так же известен и под другим названием — Сретение, или просто встреча. В эпоху двоеверия на Руси, праздник Громница — Сретение, совпадал с библейским эпизодом, который напоминал верующим о встрече Иисуса Христа с праведным человеком по имени Симеон.

Согласно Библии, данная встреча произошла в Иерусалимском храме, на сороковой день после рождения Мессии. Множество проводимых в этот день обрядов было связано с водой. Славяне называли животворящей воду, что была набрана при Большом Крещении воды, и на Сретение, при Малом Крещении воды. Например, в Белоруссии, в семьях до сих пор сохранилась традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию. Именно с того времени, закрепилось поверье, что купание в холодной, освящённой проруби, может исцелять. Даже если просто умыться такой водой, то всё равно можно было исцелиться от разных хворей. Здесь отчётливо прослеживается тесное переплетение языческих верований и православных обрядов.

С данным праздником было связанно много поверий. Например, если на праздник Громницы выпадали морозы, то стоило ожидать довольно холодной и поздней весны. Если выдавалась звёздная ночь, люди говорили, что ещё не скоро зима «плакать» начнёт, то есть не скоро ещё таять начнёт снег. Если на этот праздник выдавалась ясная и безоблачная погода, то верили, что урожай будет богатым. Были свои приметы и на тот случай, если выпадал на Громницу снег. Если подобное случалось утром, то это означало, что стоило ждать раннего урожая пшеницы. Соответственно, если снег выпадал посреди дня, или вечером, урожай был бы своевременным, или наоборот поздним.

На Громницу существовал ещё один очень интересный обряд. Его называли заклинанием солнца. Люди выходили из домов и собирались перед самым закатом, чтобы всем вместе заклинать солнце. Верили, что если солнце успевало перед закатом показаться из облачного марева, то это означало конец холодам и морозам. Если подобного не происходило, то древние славяне верили, что стоило ожидать жутких морозов, аккурат после Велесового Власьего дня, то есть после 11 февраля. Праздник Громницы иначе ещё называют и первыми закличками весны. Напомним читателям, что вторые подобные мероприятия справляются девятого марта, а третьи заклички совпадают с Масленицей.

Очень интересным является тот факт, что у данного праздника есть свои аналоги и в культурах других народов. Наглядным примером этому служит, например, древний кельтский праздник Имболк, который знаменовал собой окончание зимнего времени, и сопровождался ритуальными омовениями. Этот праздник древними кельтами отмечался первого февраля. Свечи Громовые. Помимо водных обрядов, в день праздника Громницы важным атрибутом так же считались свечи. Подобные свечи называли ещё Громницами, или Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы.

Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей. Вот, например, в Белоруссии, подобные свечи олицетворяли собой священный и живой огонь, и от того считались преимущественно мужским атрибутом. Отливом громовых свечей занимался исключительно глава семьи. Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе. Одну свечу обязательно было принято относить в хлев, чтобы освятить и домашний скот.

Было принято хранить громовые свечи до следующего праздника Громницы. Бытовало поверье, что летом, в пору гроз и дождей, именно наличие подобных свечей спасало дом от молний. На Украине дело обстояло немного иначе. Громовые свечи в основном изготавливали женщины, в особенности девушки. Было принято соединять три свечи наподобие женской косы, и затем венчать её в виде трезубца, что служило символом единения и неразрывности трёх миров: Навьего, Явьего и Правьего. Перун или Перуница? До этого мы говорили о том, что славянский праздник Громницы знаменовал первую встречу весны и зимы, и сопровождался громом грозного бога Перуна.

Однако, на просторах всемирной сети можно обнаружить и иные описания этого торжества. Здесь, ведущую роль играет богиня Перуница. Кто это, мы с вами и попытаемся понять. Ранее мы говорили о том, что в праздник Сретения древние славяне чествовали бога Перуна и его божественную супругу — богиню Паляницу. Но по иной версии, она была не супругой, а девственной дочерью громовержца Перуна. Само имя богини Паляница, согласно этой теории, происходит от слова «поле». Стоит отметить, что богиня Паляница Перуница выступала в роли сильного женского начала, в образе женщины — воительницы.

Таким образом, можно логически связать теорию о происхождении имени богини со словом «поле», ведь именно там и разворачивались всякие сражения и битвы. Здесь же можно провести некую параллель, между славянской богиней Перуницей и древнегреческой Афиной. Эта богиня так же являлась дочерью громовержца, бога Зевса, который породил её самостоятельно, из собственной головы. Таким образом, Афина выступала в образе продолжения сущности своего отца, женской ипостасью мужского и сильного начала. Она так же, как и Перуница, была девственной богиней, воительницей и покровительницей мудрости. Её главным атрибутом являлось копьё, как символ молний её отца. Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём.

Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел. В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе. Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса. Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева автору откровенно и честно слышится Огненная Дева. Так вот, это ожерелье является источником огромной силы, и является воплощением Живого огня, того самого, который дал начало всему мирозданию.

Подобные свечи называли ещё Громницами, или Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы. Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей. Вот, например, в Белоруссии, подобные свечи олицетворяли собой священный и живой огонь, и от того считались преимущественно мужским атрибутом. Отливом громовых свечей занимался исключительно глава семьи. Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом.

Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе. Одну свечу обязательно было принято относить в хлев, чтобы освятить и домашний скот. Было принято хранить громовые свечи до следующего праздника Громницы. Бытовало поверье, что летом, в пору гроз и дождей, именно наличие подобных свечей спасало дом от молний. На Украине дело обстояло немного иначе.

Громовые свечи в основном изготавливали женщины, в особенности девушки. Было принято соединять три свечи наподобие женской косы, и затем венчать её в виде трезубца, что служило символом единения и неразрывности трёх миров: Навьего, Явьего и Правьего. Перун или Перуница? До этого мы говорили о том, что славянский праздник Громницы знаменовал первую встречу весны и зимы, и сопровождался громом грозного бога Перуна. Однако, на просторах всемирной сети можно обнаружить и иные описания этого торжества. Здесь, ведущую роль играет богиня Перуница.

Кто это, мы с вами и попытаемся понять. Ранее мы говорили о том, что в праздник Сретения древние славяне чествовали бога Перуна и его божественную супругу — богиню Паляницу. Но по иной версии, она была не супругой, а девственной дочерью громовержца Перуна. Само имя богини Паляница, согласно этой теории, происходит от слова «поле». Стоит отметить, что богиня Паляница Перуница выступала в роли сильного женского начала, в образе женщины — воительницы. Таким образом, можно логически связать теорию о происхождении имени богини со словом «поле», ведь именно там и разворачивались всякие сражения и битвы.

Здесь же можно провести некую параллель, между славянской богиней Перуницей и древнегреческой Афиной. Эта богиня так же являлась дочерью громовержца, бога Зевса, который породил её самостоятельно, из собственной головы. Таким образом, Афина выступала в образе продолжения сущности своего отца, женской ипостасью мужского и сильного начала. Она так же, как и Перуница, была девственной богиней, воительницей и покровительницей мудрости. Её главным атрибутом являлось копьё, как символ молний её отца. Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём.

Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел. В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе. Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса. Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева автору откровенно и честно слышится Огненная Дева.

С введением христианства большинство языческих праздников было подменены или слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний праздник в христианской традиции называется Сретением господним, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными 15 февраля, имеет несомненно языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника. Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу.

У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине - Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Перуница — это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша , другое их название Девы-поляницы паляницы.

Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова "поле" - поле битвы, поле брани. Перуница - первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга в различных версиях. Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей гОловы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность.

Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет. Как отражения Небесного огня Молоний , главным атрибутом этого праздника была особая громничная свеча. Воск был хорошо, известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно. Для Громничной свечи заготавливался воск заранее наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником.

В Белорусии Громницы, как олицетворение Перуновой силы отливались преимущество мужчинами хозяевами дома, чем больше получалась свеча, тем благополучнее считался будущий год. В Украине Громницы изготовлялись в основном женщинами, три свечи сплетались "в косу", расходясь кверху маленьким Трезубцем символ единства тремирья, известного по всем сказкам и мифам славян. До введения христианства громовая свеча зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян — во время богослужения в церкви. Осевещенной на Капище свечой творили дома громничные обряды.

Над головой каждого из домашних рисовали огненные кресты, как бы "подсмалвалi" волосы, обходили весь дом посолонь с зажженной свечой, обжигая каждый угол, чтобы выжечь все лихо из дома, рисовали огненные кресты на стенах, призванные защитить жилище. Хлев также защищали огненными узорами, разламывали часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им шерсть и закатывали в шкуру капли воска, защищая скотину от падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения или болезни. Вообще Громницы считались мощным народным магическим средством.

Летом славяне верили, что зажженная на подоконнике свеча сбережет дом от удара молнии и пожара. Воск громницы носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы облегчить его уход в иной мир или отогнать болезнь. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей и заломов. ТО есть использовали во всех областях человеческой жизни, почитая мощным оберегом, храня ее в Красном Куте.

Наблюдая за погодой в этот праздник, наши предки ворожили о будущем лете.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий