Чего не должен делать оратор в конце выступления

Будьте эмоциональны. Эмоциональность оратора должна быть обязательно очевидна для слушателей, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления. В связи с этим следует придерживаться следующего правила.

Логические законы построения выступления

  • Как не надо заканчивать выступление?
  • Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания.
  • Как заканчивать выступление.
  • Что следует избегать в завершении оратора
  • Публичные выступления: 8 советов из моей практики | Академия маркетинга
  • Что следует избегать в завершении оратора

Как не надо заканчивать выступление

Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь - это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории? Эффективное средство завоевания внимания слушателей - вопросы. Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления.

Как вы даете аудитории понять, что вы плохо подготовились или не уверены в своей речи? Вы читаете содержание слайдов или карточек-подсказок, не принимая секундочку взглянуть на публике все время! А теперь посмотрите на эту презентацию: Примеры плохих публичных выступлений. Вы можете видеть, что в этой плохой речи ведущий не перестает смотреть на экран и под разными углами, как будто он проверяет машину, чтобы купить. В этом плохом видео с публичным выступлением явно больше проблем: говорящий постоянно смотрит не в ту сторону, и есть огромное количество текста, который выглядит так, как будто он был скопирован прямо из Интернета. Что вы можете сделать: Вернитесь к пункту 1.

Практикуйтесь, пока не сможете выбросить свои карточки-подсказки. Не пишите все подробности на презентации или на карточках, если вы не хотите произносить плохие речи. Это может показаться мелочью, но они могут создать сильное впечатление, что вы, возможно, вообще не будете уверены в своей речи. Жесты рук нетрудно исправить и их можно рассчитать. Некоторые из предлагаемых жестов рук: Раскройте ладони, делая вытянутые жесты, чтобы показать зрителям, что вам нечего скрывать. Держите руки открытыми в «зоне удара», так как это естественная область для жестов. Плохие ошибки в публичных выступлениях — Источник: Washington Post Если вы боитесь смотреть в глаза другим людям, посмотрите на их лбы вместо. Вы все равно останетесь правдивыми, пока зрители не заметят разницы. Ваша аудитория может усваивать только определенное количество информации без перерыва.

Использование пауз дает им время подумать над вашими словами и возможность связать то, что вы говорите, с их собственным опытом в режиме реального времени. Что вы можете сделать: Тренируйтесь читать вслух и делать паузу после каждого предложения.

Все эти методы помогут сделать выступление более интересным и запоминающимся для аудитории. Выводы Заключительные фразы — это высшая школа ораторского искусства. Можно использовать различные методы, чтобы эффективно закончить свой выступление. В то же время, для достижения успеха необходимо не только знать, как завершать свои выступления, но и уметь привлекать внимание аудитории, а также побороть свой страх перед публичными выступлениями. Если вы следуете всем этим правилам, то ваше выступление будет более интересным, понятным и запоминающимся для аудитории.

Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьте выражение благодарности, используя приведенные ниже факты. Аудитория внимательно слушала. Аудитория вас доброжелательно приняла. Аудитория задавала интересные вопросы. Аудитория охотно участвовала в дискуссии. Аудитория продемонстрировала чувство юмора. Слушателей пришло мало, но все были очень заинтересованы. Аудитория не всегда соглашалась с вами, но аргументировано возражала. С аудиторией было приятно дискутировать. Аудитория очень хорошо подготовлена в данной области. Градация риторический прием, заключающийся в усилении силы выражения от слова к слову: я хотел ее видеть, я страстно желал увидеть ее, я рвался к ней душой ежеминутно и ежесекундно - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории. Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкции фраз. Я не просто... Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса. Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом! Такое поведение депутата Думы не просто... Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопустимо в его положении, преступно. Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы! Оратор, владеющий навыками «оформления» начала и окончания речи, запомнится публике и зарекомендует себя как уверенный, опытный и знающий свое дело человек. Аудитория сохраняет в памяти, прежде всего, финальную часть выступления. Поэтому в ораторском мастерстве много внимания уделяется композиции, формулировкам, интонации окончания речи. Завершать ее нужно так, чтобы слушатели сохранили в памяти смысл, основное «послание» и запомнили говорящего как интересного, успешного, даже блестящего оратора. Для этого в финале должны быть и логика, и эмоциональность. Тщательно продумайте концовку, уделите этому особое внимание. Выберите, что ближе теме и лично вам: четкое, подчеркнуто безэмоциональное подытоживание результатов или пламенный призыв к аудитории. Завершить выступление нужно краткой, емкой фразой, в которой продумано каждое слово. Поэтому при написании речи задайте себе вопросы: в чем смысл и цель текста; каков должен быть конечный результат речи - какие действия аудитория совершит после выступления; каков образ, которым вы хотите запомниться слушателям; какими инструментами вы подкрепите тезисы речи в концовке. В независимости от стиля изложения и целей, заканчиваться речь должна призывом к действию. Аудитории необязательно разделять вашу точку зрения и незамедлительно отвечать на нее, но выделить « восклицательный знак » в финале нужно обязательно, чтобы не оставлять слушателям поле для переосмысления и неверной интерпретации ваших мыслей. Ораторы призывают слушателей вместе преодолеть трудности, порадоваться успехам, ответить на поставленные в речи вопросы самостоятельно и так далее. При затруднениях с формулированием финала можно сначала написать его, а затем - основные блоки текста. Необходимо логически связать начало и концовку речи, чтобы сделать для нее «рамку». Главный тезис концовки выделите интонацией, подчеркните «точку» голосом. Кроме общих рекомендаций для публичных выступлений, сформулируем конкретные советы для каждого стиля финала. Заканчивать речи можно: логическим высказыванием - подводя итоги, обобщая тезисы текста, заостряя внимание на проблеме; обращением к слушателям - к примеру, с благодарностью, комплиментом; художественным или эмоциональным посланием - шуткой, крылатой фразой , иллюстрацией и так далее. Обзоры и подведение итогов Конкретные выводы и обобщения уместны в финале практически любого выступления. Нельзя обрывать речь на полуслове, и в качестве концовки хорошо подходит «закольцовывающая» ее фраза, напоминающая слушателям, о чем говорил и что хотел донести оратор. Этот прием использовали даже библейские рассказчики. Поэтому, заканчивая выступать, расставьте акценты темы одним из способов, не забыв о призыве к действию: перечислите пункты текста «во-первых, во-вторых» : прием «работает» на неопытной публике, помогает ей запомнить ключевые мысли - но помните о позитивной восходящей аргументации от слабого к самому сильному тезису; подчеркните главную мысль речи «итак... Формулируя логическое окончание, помните о классическом принципе речей: составление тезисов, раскрытие темы, о которой вы собираетесь рассказывать, и краткое ее резюме в концовке. Окончание выступления обращением к публике Логическую часть финала выступления можно усилить, прямо обратившись к аудитории. Речь идет не о смысловом призыве, а скорее об эмоциональном «послевкусии» от речи. Закончив выступать по теме, можно поблагодарить публику за внимание. Концовка нейтральна, не несет особой смысловой нагрузки, но эффективна и уместна для: протокольных выступлений - правила вежливости усиливаются дипломатическим этикетом, требующим подчеркнутых церемониальных благодарностей; круглых столов, обсуждений в нейтральном ключе вы благодарите не конкурентов, а коллег ; профессиональных конференций и так далее. Кроме благодарности, можно обратиться к публике с пожеланием для налаживания с ней контакта. Нейтральный призыв «желаю хорошо провести время на нашем бизнес-уикэнде» подойдет для информационного выступления. Побуждение к действию поможет достигнуть поставленной оратором цели. Развлекательно-нейтральную речь допустимо закончить комплиментом аудитории - сказать, что она хороша в целом, выделить индивидуальные нюансы. Эмоциональность и художественные приемы Художественно окрашенной, эмоциональной может быть даже узкопрофильная, насыщенная важной информацией речь. Использование таких приемов помогает выступлению, оно не превратиться в сухое изложение фактов, не «усыпит» аудиторию. Эмоциональные способы окончания речей можно объединять с другими - вы получите финал, насыщенный смыслом, уверенный, красочный и яркий. Используйте: кульминацию - итоговая мысль произносится на повышенной эмоциональной ноте прием подходит не для всех выступлений, но оставляет сильное впечатление ; иллюстрации - аналогии, сравнения, цитаты и даже двустишия пояснят идею, помогут запомнить ее, сделают эмоциональной и емкой; «закругление» речи историей, кратким рассказом , который тоже иллюстрирует повествование, но содержит и элемент сравнения, поучительный смысл - способ подойдет для информационных, развлекательных, нейтральных выступлений; остроумную шутку - она должна связываться с темой выступления, иначе станет неуместной и испортит финал, соответствовать типу и «настроению» аудитории, быть действительно смешной здраво оцените анекдот или заранее проверьте его на сторонних слушателях. Чего стоит избегать в заключении речи Есть детали, которые испортят выступление, о чем бы в нем не говорилось. В финале речи стоит избегать: констатаций факта финала «вот я и заканчиваю», «вот и все, что я хотел сказать» - говоря об очевидном, вы вызываете у аудитории обоснованное раздражение; выражения неуверенности, «смазывающих» впечатление - избегайте вымученной улыбки, не разводите беспомощно руками; банальностей, общеизвестных фактов и фраз; новых мыслей и разделов - вы уменьшите силу воздействия тезисов речи; извинений - избегайте упоминаний о нехватке времени на подготовку, своей неопытности и некомпетентности, иначе слушатели решат, что напрасно тратили время на вас; длинных, затянутых заключений - финал становится неопределенным, теряется ощущение логико-эмоциональной «точки». Если вы хотите научиться говорить правильно, емко, убеждать и впечатлять аудиторию, приходите в школу ораторского мастерства Антона Духовского. Мы приглашаем вас записаться на курсы для взрослых и детей, посетить пробное бесплатное занятие в Oratoris и присоединиться к тем, кто уже успешно применяет полученные у нас знания на практике. Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе.

Варианты концовок. Как закончить выступление

Финалы их выступлений часто оставляют желать лучшего. Каковы их наиболее типичные ошибки? Давайте рассмотрим некоторые из них и попытаемся найти пути к их исправлению. Во-первых, есть ораторы, которые заканчивают свою речь следующим образом: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу". Это не окончание.

Это ошибка. Сразу видно, что оратор - дилетант. Такая ошибка почти непростительна. Если это все, что вы хотели сказать, то почему бы на том не закончить выступление и не сесть на место без разговоров о том, что вы собираетесь закончить. Сядьте, а сделать вывод о том, что это все, что вы собирались сказать, можно спокойно и тактично оставить на усмотрение ваших слушателей.

Бывают также ораторы, которые уже высказали все, что хотели, но не знают, как закончить выступление. Кажется, еще Джош Биллингс рекомендовал брать быка за хвост, а не за рога, так как в этом случае будет легче его отпустить. Оратор, взявший быка за рога, хочет уйти от него, но, как бы он ни старался, он не сможет найти подходящий забор или дерево, чтобы спрятаться. Поэтому в конце концов он начинает метаться как в заколдованном круге, повторяется и оставляет о себе отрицательное впечатление... Каков выход?

Иногда конец выступления следует спланировать заранее, не правда ли? Разве будет разумным пытаться продумывать завершение своей речи, когда вы уже стоите перед слушателями, находясь в нервном напряжении, когда ваши мысли должны быть направлены на то, о чем вы говорите? Здравый смысл подсказывает желательность подготовки конца своего выступления заранее, в спокойной и неторопливой обстановке. Даже такие выдающиеся ораторы, как Вебстер, Брайт, Гладстон, блестяще владевшие английским языком, считали для себя необходимым писать заранее и почти выучивать наизусть последние слова своих выступлений. Если новичок будет следовать их примеру, то ему редко придется жалеть об этом.

Он должен очень точно знать, какими именно мыслями собирается завершить свою речь. Он должен отрепетировать окончание выступления несколько раз, необязательно используя одни и те же слова во время каждого повторения, но воплощая свои мысли в конкретные фразы. Когда оратор произносит импровизированную речь, то выступление иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы оно соответствовало реакции его слушателей. Поэтому было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок. Если одна из них не подойдет, то может подойти другая.

Некоторые ораторы вообще не могут добраться до конца своего выступления. Где-то в середине они начинают быстро и бессвязно говорить и как бы давать перебои, подобно двигателю, в котором почти кончилось горючее, и после нескольких отчаянных рывков они полностью останавливаются. Конечно, им нужна более тщательная подготовка и необходимо иметь больше практики - больше бензина в баке. Многие новички слишком резко обрывают свое выступление. Им не хватает плавности и умения завершать свою речь.

Фактически у них нет концовки: они просто внезапно прекращают говорить. Это производит неприятное впечатление, и слушатели видят, что имеют дело с дилетантом. Что бы вы сказали, если бы ваш приятель во время разговора внезапно оборвал свою речь и выбежал из комнаты, не попрощавшись вежливо с вами? Даже такой оратор, как Линкольн, сделал эту ошибку в первоначальном варианте своей речи при вступлении на пост президента. Эта речь была произнесена в тяжелое время.

Вокруг уже собирались черные грозовые тучи несогласия и ненависти. Спустя несколько недель потоки крови и ураган разрушения обрушились на страну. Выступая с заключительными словами, предназначенными для жителей Юга, Линкольн намеревался закончить свое выступление следующим образом: "В ваших руках, мои недовольные соотечественники, а не в моих, находится решение важнейшей проблемы Гражданской войны. Правительство не будет нападать на вас. У нас не будет никакого конфликта, если вы сами не станете агрессорами.

Вы не давали небесам никакой клятвы уничтожить правительство, в то время как я дал самую торжественную клятву сохранить и защитить его. Вы можете воздержаться от нападения на него. Я же не могу уклоняться от его защиты. Именно от вас, а не от меня, зависит решение важнейшего вопроса: будет мир или меч! Сьюард сам попытался изменить конец выступления; фактически он написал два варианта.

Линкольн согласился с одним из них и использовал его с небольшими изменениями вместо последних трех предложений в конце той речи, которую он первоначально заготовил. В результате его первая речь при вступлении на пост президента потеряла свою провоцирующую резкость и достигла вершины дружелюбия, истинной красоты и поэтического красноречия: "Я с неохотой заканчиваю свое выступление. Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя могут вспыхнуть какие-то страсти, но они не должны нарушить узы нашей дружбы.

Таинственные струны памяти, идущие от каждого поля брани и от каждой могилы патриота к каждому живущему сердцу и к каждому очагу на всей нашей необъятной земле, присоединят свой голос к хору Союза, если их снова тронут, и это обязательно произойдет благодаря божественному началу нашей природы". Как может новичок выработать в себе правильное ощущение необходимости окончания своего выступления? При помощи механических правил? Так же, как и культура, это дело слишком тонкое. Это должно стать шестым чувством, почти интуицией.

Если оратор не чувствует, когда его выступление завершено гармонически и искусно, то как он может рассчитывать добиться этого? Однако такое чувство можно в себе развить, и это можно сделать, изучив те методы, которыми пользовались выдающиеся ораторы. Вот, например, концовка выступления принца Уэльского в Имперском клубе в Торонто: "Я опасаюсь, господа, что был несдержан и слишком много говорил о себе. Но мне хотелось сказать вам, как самой большой аудитории, перед которой я имел честь выступать в Канаде, что я думаю о моем положении и о той ответственности, которая с ним связана. Я могу только заверить вас, что всегда буду стремиться быть достойным этой великой ответственности и вашего доверия".

Даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, как непривязанная веревка, оно не осталось незавершенным. Оно было законченным.

Take it easy. Когда едете на конференцию, представьте, чтобы люди вокруг вас — это пингвины. Проанализируйте, что делает каждый из них: этот говорит по телефону с подружкой, тот читает в очках газету, а вон тому резко приспичило в туалет. Такие все смешные, неповоротливые.

Как выбрать место для выступления Я всегда встаю так, чтобы между мной и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовывался равносторонний треугольник — это идеальное расстояние. В ходе выступления я хожу по сцене, чтобы удерживать на себе внимание. Люди — хищники, поэтому они следят на движущей мишенью гораздо пристальнее, чем за статичным объектом. Движение привлекает внимание и снимает напряжение — одним выстрелом двух зайцев. Не забывайте об этом. Когда поднялись на сценку с микрофоном, прежде чем тараторить, уверенно встаньте и установите зрительный контакт. Скользите взглядом по лицам слева направо, задерживаясь на мгновение почти на каждом.

Самыми пренебрегаемыми в установлении и поддержании зрительного контакта частями зала остаются «Камчатка» и «Боковые». Всё это потому, что оратор не устанавливает с ними зрительный контакт, «забивает» на них — а они выражают несогласие. Кстати, постоянный взгляд вдаль — худший враг спикера. Легче и правильнее смотреть на конкретных людей из аудитории на протяжении всего выступления. В течение одного предложения нужно смотреть на одного человека. После окончания фразы можно перевести взгляд на другого. Сложится впечатление.

Давайте рассмотрим некоторые из них и попытаемся найти пути к их исправлению. Во-первых, есть ораторы, которые заканчивают свою речь следующим образом: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу". Это не окончание. Это ошибка.

Сразу видно, что оратор - дилетант. Такая ошибка почти непростительна. Если это все, что вы хотели сказать, то почему бы на том не закончить выступление и не сесть на место без разговоров о том, что вы собираетесь закончить. Сядьте, а сделать вывод о том, что это все, что вы собирались сказать, можно спокойно и тактично оставить на усмотрение ваших слушателей. Бывают также ораторы, которые уже высказали все, что хотели, но не знают, как закончить выступление.

Кажется, еще Джош Биллингс рекомендовал брать быка за хвост, а не за рога, так как в этом случае будет легче его отпустить. Оратор, взявший быка за рога, хочет уйти от него, но, как бы он ни старался, он не сможет найти подходящий забор или дерево, чтобы спрятаться. Поэтому в конце концов он начинает метаться как в заколдованном круге, повторяется и оставляет о себе отрицательное впечатление... Каков выход? Иногда конец выступления следует спланировать заранее, не правда ли?

Разве будет разумным пытаться продумывать завершение своей речи, когда вы уже стоите перед слушателями, находясь в нервном напряжении, когда ваши мысли должны быть направлены на то, о чем вы говорите? Здравый смысл подсказывает желательность подготовки конца своего выступления заранее, в спокойной и неторопливой обстановке. Даже такие выдающиеся ораторы, как Вебстер, Брайт, Гладстон, блестяще владевшие английским языком, считали для себя необходимым писать заранее и почти выучивать наизусть последние слова своих выступлений. Если новичок будет следовать их примеру, то ему редко придется жалеть об этом. Он должен очень точно знать, какими именно мыслями собирается завершить свою речь.

Он должен отрепетировать окончание выступления несколько раз, необязательно используя одни и те же слова во время каждого повторения, но воплощая свои мысли в конкретные фразы. Когда оратор произносит импровизированную речь, то выступление иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы оно соответствовало реакции его слушателей. Поэтому было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок. Если одна из них не подойдет, то может подойти другая. Некоторые ораторы вообще не могут добраться до конца своего выступления.

Где-то в середине они начинают быстро и бессвязно говорить и как бы давать перебои, подобно двигателю, в котором почти кончилось горючее, и после нескольких отчаянных рывков они полностью останавливаются. Конечно, им нужна более тщательная подготовка и необходимо иметь больше практики - больше бензина в баке. Многие новички слишком резко обрывают свое выступление. Им не хватает плавности и умения завершать свою речь. Фактически у них нет концовки: они просто внезапно прекращают говорить.

Это производит неприятное впечатление, и слушатели видят, что имеют дело с дилетантом. Что бы вы сказали, если бы ваш приятель во время разговора внезапно оборвал свою речь и выбежал из комнаты, не попрощавшись вежливо с вами? Даже такой оратор, как Линкольн, сделал эту ошибку в первоначальном варианте своей речи при вступлении на пост президента. Эта речь была произнесена в тяжелое время. Вокруг уже собирались черные грозовые тучи несогласия и ненависти.

Спустя несколько недель потоки крови и ураган разрушения обрушились на страну. Выступая с заключительными словами, предназначенными для жителей Юга, Линкольн намеревался закончить свое выступление следующим образом: "В ваших руках, мои недовольные соотечественники, а не в моих, находится решение важнейшей проблемы Гражданской войны. Правительство не будет нападать на вас. У нас не будет никакого конфликта, если вы сами не станете агрессорами. Вы не давали небесам никакой клятвы уничтожить правительство, в то время как я дал самую торжественную клятву сохранить и защитить его.

Вы можете воздержаться от нападения на него. Я же не могу уклоняться от его защиты. Именно от вас, а не от меня, зависит решение важнейшего вопроса: будет мир или меч! Сьюард сам попытался изменить конец выступления; фактически он написал два варианта. Линкольн согласился с одним из них и использовал его с небольшими изменениями вместо последних трех предложений в конце той речи, которую он первоначально заготовил.

В результате его первая речь при вступлении на пост президента потеряла свою провоцирующую резкость и достигла вершины дружелюбия, истинной красоты и поэтического красноречия: "Я с неохотой заканчиваю свое выступление. Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя могут вспыхнуть какие-то страсти, но они не должны нарушить узы нашей дружбы. Таинственные струны памяти, идущие от каждого поля брани и от каждой могилы патриота к каждому живущему сердцу и к каждому очагу на всей нашей необъятной земле, присоединят свой голос к хору Союза, если их снова тронут, и это обязательно произойдет благодаря божественному началу нашей природы".

Как может новичок выработать в себе правильное ощущение необходимости окончания своего выступления? При помощи механических правил? Так же, как и культура, это дело слишком тонкое. Это должно стать шестым чувством, почти интуицией. Если оратор не чувствует, когда его выступление завершено гармонически и искусно, то как он может рассчитывать добиться этого?

Однако такое чувство можно в себе развить, и это можно сделать, изучив те методы, которыми пользовались выдающиеся ораторы. Вот, например, концовка выступления принца Уэльского в Имперском клубе в Торонто: "Я опасаюсь, господа, что был несдержан и слишком много говорил о себе. Но мне хотелось сказать вам, как самой большой аудитории, перед которой я имел честь выступать в Канаде, что я думаю о моем положении и о той ответственности, которая с ним связана. Я могу только заверить вас, что всегда буду стремиться быть достойным этой великой ответственности и вашего доверия". Даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось.

Оно не повисло в воздухе, как непривязанная веревка, оно не осталось незавершенным. Оно было законченным. Он выбрал для себя тему: "Все, взявшие меч, мечом и погибнут". Обратите внимание на то, как красиво, торжественно и мощно он завершил свою проповедь: "Мы не можем примирить Иисуса Христа и войну - вот в чем суть дела. Именно эта проблема должна сегодня волновать совесть христиан.

Война является самым страшным и разрушительным общественным грехом, поражающим человечество; она целиком и полностью является нехристианской; в своих методах и последствиях она воплощает все то, что отрицал Христос, и она не может означать того, что он имел в виду; она является наиболее решительным отрицанием любой христианской доктрины о боге и человеке, чем все атеисты-теоретики на земле могли когда-либо придумать. Было бы хорошо, если бы христианская церковь взяла на себя решение этой величайшей моральной проблемы нашего времени, и было бы хорошо, если бы она вновь, как во времена наших праотцев, выработала ясный способ борьбы против язычества этого современного мира и отказалась поддерживать воюющие страны, поставила царство божие над национализмом и призвала мир к миру. Это было бы не отрицанием патриотизма, а, наоборот, его апофеозом. Сегодня здесь, под этой высокой и гостеприимной крышей, я, американец, не могу говорить от имени своего правительства, но, как американец и христианин, я говорю от имени миллионов своих сограждан и желаю вам заслуженного успеха в вашей великой работе, в которую мы верим, за которую молимся, о неучастии в которой глубоко сожалеем. Мы боремся многими способами за достижение этой же цели - мира, созданного для мира.

Никогда еще не было более возвышенной цели, за которую стоило бороться. Альтернативой является самая страшная катастрофа, перед которой когда-либо стояло человечество. Подобно закону всемирного тяготения в царстве физическом, закон божий в царстве духовном не делает исключения ни для одного человека, ни для одного народа: "все, взявшие меч, мечом и погибнут". Однако эти образцы концовок выступлений были бы неполными без тех величественных тонов и той, подобной органу, мелодии, которые характеризуют концовку речи Линкольна при вторичном вступлении на пост президента. Ныне покойный граф Керзон Кеддлстонский, почетный ректор Оксфордского университета, заявил, что это выступление "приумножает славу и сокровища человечества...

Однако если богу угодно, чтобы она продолжалась до тех пор, пока все богатства, накопленные в результате двухсот пятидесяти лет самоотверженного труда, были уничтожены, и до тех пор, пока за каждую каплю крови, выступившую от удара кнутом, будет заплачено кровью, выступившей от удара мечом, как это было сказано три тысячи лет назад, тем более мы должны сказать, что "суд божий является правильным и справедливым". Не обращая ни к кому своей злобы, обращая ко всем свое милосердие, проявляя твердость в правом деле, когда господь дает нам возможность видеть его правоту, давайте же стремиться к тому, чтобы решить стоящую перед нами задачу: перевязать раны страны, позаботиться о тех, кто вынес тяготы битвы и пал в ней, вдовах и сиротах, - делать все, что могло бы способствовать достижению справедливого и прочного мира, как среди нас, так и среди всех народов". Вы только что прочли то, что, по моему мнению, является самой блестящей концовкой речи, когда-либо произнесенной устами смертного... Согласны ли вы с моей оценкой? В каких еще речах смогли бы вы найти больше гуманности, больше искренней любви, больше сочувствия?

Бартон в своей книге "Жизнь Авраама Линкольна", - это выступление достигает еще более совершенного уровня благородства... Оно является самым выдающимся выступлением Авраама Линкольна и отражает высочайший уровень его интеллектуальной и духовной мощи". У Америки никогда не было президента, который находил такие слова в глубинах своего сердца". Однако вы, наверное, не собираетесь произносить бессмертные речи подобно президенту в Вашингтоне или премьер-министру в Оттаве или Канберре. Перед вами будет стоять проблема, как закончить обычное выступление перед группой людей, занимающихся общественной деятельностью.

Как же вы сделаете это? Давайте немного подумаем. Давайте попытаемся разработать некоторые полезные предложения. Резюмируйте основные положения вашего выступления Даже в коротком трех- или пятиминутном выступлении оратор вполне в состоянии затронуть такое количество вопросов, что в конце выступления слушатели не вполне ясно будут представлять себе все основные положения его речи. Однако лишь немногие ораторы понимают это.

Они не правильно полагают, что если эти моменты абсолютно ясны в их собственном воображении, то они должны быть столь же ясными и для слушателей. Один ирландский политический деятель, как говорят, дал следующий совет по поводу выступлений: "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что вы уже рассказали". Не такая уж плохая мысль. В самом деле, очень часто рекомендуется "рассказывать о том, что вы уже рассказали". Это следует делать, конечно, кратко, быстро, то есть надо дать только обзор сказанного или резюме.

Вот хороший пример. Оратором был один из руководящих работников в системе чикагских железных дорог: "Короче говоря, господа, наш собственный конкретный опыт использования этого блокирующего устройства, опыт его применения на востоке, западе и севере, разумные принципы, положенные в основу его действия, средства, которые были сэкономлены в течение одного года благодаря предотвращению крушений, - все это дает мне возможность самым серьезным и решительным образом рекомендовать его немедленное внедрение в нашем южном отделении". Вы заметили, что он сделал? Вы можете увидеть и почувствовать это, даже не прослушав остальной части его выступления. Он суммировал в нескольких предложениях, употребив пятьдесят пять слов, практически все основные положения, которые он использовал в своей речи.

Когда оратор превышает время, аудитория может начать отвлекаться, проверять телефоны или просто перестать воспринимать информацию. Негативное впечатление: Превышение времени может создать впечатление, что оратор неумеет планировать, не умеет сжимать информацию или не уважает время других участников мероприятия. Чтобы избежать превышения времени, оратору следует заранее отрепетировать свое выступление, учитывая ограничения по времени. Также важно уметь управлять временем во время самого выступления: следить за хронометражем и гибко реагировать на изменения во время выступления.

Важно помнить, что соблюдение установленного времени — это проявление уважения к слушателям и профессионализма оратора. Итак, чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется: Повторить главные идеи и ключевые моменты своего выступления; Закончить выступление ярким и запоминающимся высказыванием, подталкивающим аудиторию к дальнейшему размышлению или действию. Соблюдение этих рекомендаций поможет закрепить важную информацию в памяти слушателей и создаст полноценное завершение вашего выступления. Оцените статью.

Как успешно завершить публичное выступление: основные советы и стратегии

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения. Варианты концовок Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок. Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость — стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка — терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас». Обобщающий вывод Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак,...

Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Обращение к слушателям Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи. Подытоживающее повторение Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Один из них — с цитаты известного человека. Вот и мы с Вами будем придерживаться этой мудрости во время выступления…» 2 Сделать шаг назад или опустить глаза в ключевой момент Шаг назад — это отступление. Отступают в случае проигрыша.

Наше тело выдаёт неуверенность, сомнения и нерешительность. Слушатель не всегда искушён знаниями о невербалике, но он считывает чувствует эту неуверенность на бессознательном уровне. Так теряется доверие к сказанным словам. То же касается и контакта глаз. Уверенные люди смотрят в глаза слушателям. Это можно начать делать прямо на работе: во время разговора смотрите коллегам в глаза. Важно при этом иметь дружелюбное выражение лица : 3 Быть одинаковым в начале, середине и конце выступления Бытует мнение, что стабильность — признак мастерства. Это так, но если дело касается работы с аудиторией, то это способствует Вашему провалу. Потому, что сложно удерживать высокую вовлечённость аудитории, если Вы — статичная картина, а не динамичное кино.

Стоит продумать не только структуру Вашего выступления, но и учесть в ней интерактив в виде вопросов в зал и шуток. Также важно следить за интонацией и скоростью речи.

Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим — вытерпеть ее до конца. Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумажке, на которой написан ваш конспект.

Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать. Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный темп речи. Не пытайтесь вместить максимум информации в минимум времени. Торопливо говорящий оратор — это оратор, который боится публики и ожидает, что его сгонят с трибуны.

Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему. Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих: оратор, который является центром внимания и источником движения мысли, сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.

Не бойтесь больших аудиторий, но бойтесь малых аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить. Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает.

Поэтому ритор всегда думает, что сказать, но никогда не говорит всего, что думает. Будьте человеколюбивы — говорите по возможности кратко. Публичное звучащее слово насильно воздействует на организм слушателя, и предел этому насилию должен быть положен своевременно. Используйте только литературные слова и выражения.

Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов. Не усваивайте себе дурную манеру некоторых лекторов повторять дважды одно и то же слово. Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными.

Не будьте занудой. Ясность идеи выступления Не мудрите, не пытайтесь показаться очень умным. Общий IQ в аудитории падает до средних величин.

Чем проще, тем лучше. Нет, если это защита диплома, научная конференция, вы можете сыпать больше терминов. Но это скорее исключение.

Четкое окончание речи Хуже всего уйти резко и неожиданно. Плавный финал, умение поставить точку — показатель мастерства оратора. Сделайте вывод — что вы только что рассказали.

Сформируйте отношение к этому: «Я уверен, что вам было полезно, понравилось». Забудьте фразу: «Надеюсь …вам что-нибудь понравилось…». Не сливайте себя, не провоцируйте сомнения в слушателях.

Затем сделайте призыв — один конкретный шаг, который люди могут сделать здесь и сейчас. Поблагодарите, попрощайтесь, плавно уходите походкой победителя. Избавляйтесь от привычки убегать со сцены, не успев принять аплодисменты.

Этапы публичного выступления Посмотрим подробнее карту всего выступления: Документативный этап На этом этапе мы готовимся к публичному выступлению. Составляем конкретный план — список ключевых тезисов. План выглядит как меню в ресторане.

Есть название блюда, его состав и стоимость. Стоимость - это тайминг. Как же запомнить основные тезисы текста публичного выступления?

Визуализация — представьте себе, например, дерево. Каждый тезис — это элемент дерева, вступление — корни, основная часть — ствол, завершение — крона. Мысленно двигайтесь от корней к кроне.

Заранее придите в зал, где планируете выступать. Каждый тезис мысленно привяжите к объектам в зале. К каждому тезису придумайте ассоциацию.

Свяжите ассоциации по смыслу в один сюжет. Зубрить и записать на камеру. Рассказать 5 раз разным людям.

Коммуникативный Здесь мы задаём вопросы — как риторические, так и прямые. Иногда можно спровоцировать обсуждение, мозговой штурм. Дирижируйте вниманием.

Вы уверены, что все вас слушают и понимают? А если нет? Как вы это поймете?

По взгляду. Смотрим всем в глаза. Высказываем основные тезисы, приводим аргументы, подкрепления, иллюстрации.

Подводим итог, делаем призыв. Посткоммуникативный Полезно разобрать «полёт» выступления. Хуже всего, когда говорите: «Я даже воспоминать и смотреть на себя не хочу».

Считайте, впустую потратили часть жизни на подготовку и выступление. Если у вас есть видео, проанализируйте его по 4 этапам: Первый просмотр — фокус на плюсах, какие моменты нравятся, на что реагирует публика. Следующий просмотр — смотрим без звука, оцениваем мимику, жестикуляцию, позы, движение по сцене.

Следующий прогон — слушаем только голос, оцениваем темп речи, громкость, отслеживаем слова-паразиты, дикцию. Очередной просмотр — фокус на минусах, что можно улучшить, скорректировать. Критерии эффективности публичного выступления Для повышения мастерства выступлений оцените 5 ключевых элементов: Стиль — вся ваша невербалика.

Как вело себя тело? Оно транслировало уверенность? Как звучал голос — значимо, авторитетно?

Содержание — удалось ли идти по структуре или вы забылись, растеклись мыслями по древу? Удалось импровизировать? Контакт — вы вообще помнили о том, что кроме вас в зале есть другие люди?

Смотрели им в глаза? Задавали вопросы? Давали людям время на них ответить?

Состояние — как себя чувствовали до, в моменте и после выступления. Что можно сделать в следующий раз, чтобы чувствовать себя увереннее? Цель — удалось достичь цели выступления?

А как вы это поняли? Типичные ошибки ораторов Стоит перечислить основные ошибки в публичном выступлении: Уткнуться в листок, бубнить текст. Зачем вы тогда там нужны?

С тем же успехом вы можете поставить запись своего выступления. Эффект будет тот же. Лучше сделайте маленькие карточки формата А3 с цветной ламинацией.

Нет ничего хуже монотонного голоса.

Варианты концовок. Как закончить выступление

Никогда еще не было более возвышенной цели, за которую стоило бороться. Альтернативой является самая страшная катастрофа, перед которой когда-либо стояло человечество. Подобно закону всемирного тяготения в царстве физическом, закон божий в царстве духовном не делает исключения ни для одного человека, ни для одного народа: "все, взявшие меч, мечом и погибнут". Однако эти образцы концовок выступлений были бы неполными без тех величественных тонов и той, подобной органу, мелодии, которые характеризуют концовку речи Линкольна при вторичном вступлении на пост президента. Ныне покойный граф Керзон Кеддлстонский, почетный ректор Оксфордского университета, заявил, что это выступление "приумножает славу и сокровища человечества... Однако если богу угодно, чтобы она продолжалась до тех пор, пока все богатства, накопленные в результате двухсот пятидесяти лет самоотверженного труда, были уничтожены, и до тех пор, пока за каждую каплю крови, выступившую от удара кнутом, будет заплачено кровью, выступившей от удара мечом, как это было сказано три тысячи лет назад, тем более мы должны сказать, что "суд божий является правильным и справедливым".

Не обращая ни к кому своей злобы, обращая ко всем свое милосердие, проявляя твердость в правом деле, когда господь дает нам возможность видеть его правоту, давайте же стремиться к тому, чтобы решить стоящую перед нами задачу: перевязать раны страны, позаботиться о тех, кто вынес тяготы битвы и пал в ней, вдовах и сиротах, - делать все, что могло бы способствовать достижению справедливого и прочного мира, как среди нас, так и среди всех народов". Вы только что прочли то, что, по моему мнению, является самой блестящей концовкой речи, когда-либо произнесенной устами смертного... Согласны ли вы с моей оценкой? В каких еще речах смогли бы вы найти больше гуманности, больше искренней любви, больше сочувствия? Бартон в своей книге "Жизнь Авраама Линкольна", - это выступление достигает еще более совершенного уровня благородства...

Оно является самым выдающимся выступлением Авраама Линкольна и отражает высочайший уровень его интеллектуальной и духовной мощи". У Америки никогда не было президента, который находил такие слова в глубинах своего сердца". Однако вы, наверное, не собираетесь произносить бессмертные речи подобно президенту в Вашингтоне или премьер-министру в Оттаве или Канберре. Перед вами будет стоять проблема, как закончить обычное выступление перед группой людей, занимающихся общественной деятельностью. Как же вы сделаете это?

Давайте немного подумаем. Давайте попытаемся разработать некоторые полезные предложения. Резюмируйте основные положения вашего выступления Даже в коротком трех- или пятиминутном выступлении оратор вполне в состоянии затронуть такое количество вопросов, что в конце выступления слушатели не вполне ясно будут представлять себе все основные положения его речи. Однако лишь немногие ораторы понимают это. Они не правильно полагают, что если эти моменты абсолютно ясны в их собственном воображении, то они должны быть столь же ясными и для слушателей.

Один ирландский политический деятель, как говорят, дал следующий совет по поводу выступлений: "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рассказать ей; затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что вы уже рассказали". Не такая уж плохая мысль. В самом деле, очень часто рекомендуется "рассказывать о том, что вы уже рассказали". Это следует делать, конечно, кратко, быстро, то есть надо дать только обзор сказанного или резюме. Вот хороший пример.

Оратором был один из руководящих работников в системе чикагских железных дорог: "Короче говоря, господа, наш собственный конкретный опыт использования этого блокирующего устройства, опыт его применения на востоке, западе и севере, разумные принципы, положенные в основу его действия, средства, которые были сэкономлены в течение одного года благодаря предотвращению крушений, - все это дает мне возможность самым серьезным и решительным образом рекомендовать его немедленное внедрение в нашем южном отделении". Вы заметили, что он сделал? Вы можете увидеть и почувствовать это, даже не прослушав остальной части его выступления. Он суммировал в нескольких предложениях, употребив пятьдесят пять слов, практически все основные положения, которые он использовал в своей речи. Разве вам не кажется, что подобные резюме помогают?

Если да, то возьмите этот метод на вооружение. Призыв к действию Только что процитированная концовка является блестящей иллюстрацией окончания выступления, призывающего к действию. Оратор хотел, чтобы что-то было сделано: установить блокирующие устройства в южном отделении его железной дороги. Он обосновал свой призыв средствами, которые будут сэкономлены, а также тем фактом, что это предотвратит крушения. Оратор требовал действия, и он получил его.

Это было не учебное выступление. Оно прозвучало на совете директоров определенной железнодорожной компании и обеспечило установку блокирующего устройства, то есть то, к чему призывало. Краткий искренний комплимент "Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени. Этот штат, великий производитель железа и стали, штат, на территории которого находится крупнейшая железнодорожная компания в мире и который стоит на третьем месте среди наших сельскохозяйственных штатов, - составляет основу нашей коммерции. Никогда еще перед этим штатом не развертывались такие великие перспективы, никогда еще возможности для выполнения им руководящей роли не были более блестящими".

Его слушатели почувствовали себя довольными, счастливыми, оптимистически настроенными. Это заслуживающий положительной оценки способ оканчивать выступление, но, чтобы быть эффективным, он должен быть искренним. Никакой грубой лести, никаких экстравагантностей. Такой род концовки, если в нем не звучит искренность, покажется фальшивым, крайне фальшивым. Люди не пожелают принять его, как фальшивую монету.

Юмористическая концовка Джордж Коуэн говорил: "Когда вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися". Если у вас есть способности для того, чтобы сделать это, а также необходимый материал: это очень хорошо. Но как это сделать? Как говорил Гамлет, вот в чем вопрос. Каждый человек должен идти своим путем.

Трудно предположить, чтобы Ллойд Джордж оставил смеющимися участников собрания методистской церкви, к которым он обратился с речью по сверхторжественному поводу, связанному с гробницей Джона Уэсли. Однако обратите внимание, как умно он это сделал, заметьте также, как гладко и красиво завершил он свое выступление: "Я рад, что вы взяли в свои руки ремонт его гробницы. Это следует приветствовать. Он был человеком, который питал особое отвращение к неопрятности и отсутствию чистоты. Мне кажется, именно он сказал: "Пусть никогда и никто не увидит оборванного методиста".

Именно благодаря ему вы никогда такого и не видели. Было бы двойной неблагодарностью оставить его могилу в неопрятном состоянии. Вы помните, что он сказал одной девушке из Дербишира, которая подбежала к двери, когда он выходил, и закричала: "Да благословит вас господь, мистер Уэсли". Он ответил: "Женщина, благословение будет более ценным, если твое лицо и фартук будут более чистыми". Вот каково было его отношение к неопрятности.

Не оставляйте его могилу неприбранной. Если бы он видел ее таковой, это огорчило бы его больше, чем что-либо другое. Позаботьтесь о ней. Это памятная и священная гробница. Она - на вашей ответственности".

Концовка с поэтической строкой Из всех способов оканчивать выступление ни один не является более подходящим, чем юмор или поэзия, если они к месту. В самом деле, если вам удастся найти подходящие стихи для концовки вашего выступления, это будет почти идеально. Это придаст выступлению желаемый аромат, благородство, индивидуальность, красоту. Сэр Гарри Лодер закончил свое выступление на Эдинбургском съезде американских делегатов клуба "Ротари" следующим образом: "А когда вы вернетесь домой, то пусть некоторые из вас пришлют мне почтовую открытку. Я пошлю вам открытки, если вы сами не сделаете этого.

Вы легко догадаетесь, что эта открытка послана мною, так как на ней не будет марки. Но я кое-что напишу на ней, и вот что там будет: Времена года будут приходить и уходить, Все увядает в свое время, как вам известно, Но есть нечто, всегда цветущее и свежее, как роса, - Это любовь и привязанность, Которые я питаю к вам". Это маленькое стихотворение вполне соответствует личности Гарри Лодера и, несомненно, созвучно всему настрою его выступления. Посему в данном конкретном случает это было прекрасно. Если бы какой-либо другой формально настроенный и сдержанный член клуба "Ротари" использовал этот стишок в конце своего торжественного выступления, это могло бы выглядеть настолько неестественным, что было бы почти смехотворным.

Чем дольше я преподаю искусство публичного выступления, тем более ясно я понимаю и более живо осознаю, что невозможно дать общие правила, которые будут верны во всех случаях жизни. Ведь так много зависит от предмета обсуждения, времени и места действия, да и самого человека. Каждый должен, как говорил святой Павел, совершать свое спасение. Я присутствовал в качестве гостя на прощальном обеде в связи с отъездом из Нью-Йорка некоего человека свободной профессии. Один за другим вставали ораторы, превозносили своего уезжавшего друга и желали ему успеха на новой стезе его деятельности.

Было около дюжины выступлений, но лишь одно из них завершилось незабываемым образом. Это было именно то выступление, которое закончилось стихами. Выступавший повернулся к уезжавшему и с чувством воскликнул: "Ну, а теперь до свидания, желаю удачи, я желаю тебе всего того, чего я мог бы пожелать самому себе! Да будет с тобою мир Аллаха. Куда бы ты ни пришел, куда бы ты ни приехал, Пусть растут там прекрасные пальмы Аллаха, Дни трудов и ночи отдыха пусть принесут тебе благословение Аллаха.

Я прикасаюсь к своему сердцу, подобно жителям Востока: Да пребудет с тобою мир Аллаха". Эббот, вице-президент корпорации "Л. Он завершил свое выступление звонкими строками из "Второй книги джунглей" Киплинга: "Вот вам Джунглей Закон - и Он незыблем, как небосвод. Волк живет, покуда его блюдет; Волк, нарушив Закон, умрет. Как лиана, сплетен, вьется Закон, в обе стороны вырастая: Сила Стаи в том, что живет Волком, сила Волка - родная Стая".

Киплинг Если вы пойдете в библиотеку вашего города и скажете библиотекарю, что вы готовите выступление на такую-то тему и хотели бы подобрать поэтическую цитату для выражения той или иной идеи, то вам, возможно, сумеют помочь подобрать что-нибудь похожее в каком-нибудь справочнике типа "Знакомых цитат" Бартлетта. Сила цитаты из Библии Если вы сможете процитировать Священное писание в своем выступлении, то вам повезет. Подходящая библейская цитата часто оказывает глубокое воздействие. Известный финансист Фрэнк Вандерлип использовал этот метод в концовке своего выступления, посвященного долгам союзников, которые они должны были выплатить Соединенным Штатам: "Если мы будем настаивать на буквальном выполнении нашего требования, то оно наверняка не будет выполнено. Если мы будем настаивать на нем из эгоистических соображений, то мы получим не деньги, а ненависть.

Если же мы будем великодушными, - мудро великодушными, - то долги могут быт нам выплачены, и то добро, которое мы сделаем этим, будет означать для нас материально больше, чем что-либо другое, с чем мы могли бы расстаться. Часто бывает трудно осуществить ее, и она не всегда является подходящей концовкой для всех ораторов и всех тем. Но если она хорошо выполнена, то производит блестящее впечатление. Она достигает вершины, с каждым предложением становясь все более мощной.

И что остается зрителям в итоге? Может быть, большой толстый вопросительный знак, чтобы запечатлеть замешательство, витащее в воздухе… Что вы можете сделать: Понимаю что мотивирует аудиторию предварительно пообщавшись с ними по электронной почте, по телефону 1-1 и т.

Определите демографические характеристики аудитории: пол, возраст, род занятий и т. Задавайте вопросы перед презентацией, например Что привело тебя сюда? Вы можете быстро опросить свою аудиторию, чтобы узнать, что им нужно и как вы можете им помочь. Мы боялись, что зрители не смогут понять нашу речь, поэтому старались втиснуть как можно больше контента. Когда аудиторию бомбардируют слишком большим количеством информации, им потребуется больше времени и усилий для ее обработки. Вместо того, чтобы наполнить аудиторию вдохновением, мы проводим для них буквально интеллектуальную тренировку, которой они не ожидали, из-за чего их внимание и удержание значительно падают.

Проверьте этот плохой пример презентации, чтобы понять, что мы имеем в виду… Грубые ошибки в публичных выступлениях Ведущая не только загромождает слайды, но и объясняет все сложной терминологией и очень неорганизованно. По реакции зрителей видно, что они недовольны этим. Что вы можете сделать: Чтобы избежать беспорядка, говорящим следует исключить из своей речи ненужную информацию. На этапе планирования всегда спрашивайте себя: «Нужно ли знать зрителям? Нарисуйте контур, начиная с ключевой результат вы хотите достичь, затем нарисуйте, какие пункты вы должны сделать, чтобы добраться туда — это должны быть вещи, которые вам нужно упомянуть. Это не точка, взятая из воздуха.

Освежите свою речь с помощью визуальный элемент, такие как видео, изображения, анимация и переходы. Они могут иметь удивительно большое влияние на вашу аудиторию. Помните, что любое наглядное пособие должно поддерживать ваше сообщение, а не отвлекать люди из него.

Не повторяйтесь.

А если есть необходимость в повторении сказанного, слушатель должен понять, что вы это сделали преднамеренно. Не отвлекайтесь от темы обсуждения в сторону; не «перескакивайте» на другие малозначимые вопросы, чтобы суть дела была изложена четко и понятно. Завершая свое выступление, обобщите все сказанное и сделайте выводы. Очевидно, что в ходе подготовки к встрече с аудиторией оратор должен позаботиться, чтобы тема, которую он собирается поднять, была тщательно и содержательно проработана, хорошо обеспечена информационно.

Мало того, ему придется сначала заинтересовать своего слушателя, а потом постоянно поддерживать установленный контакт с аудиторией. И без знания основных правил ораторского искусства тут не обойтись. Говорящему недопустимо нарушить нормы этики, принятые для разговорного поведения в данном конкретном коллективе. Но ничто не мешает ему использовать в своем обращении к слушателю любые средства выражения, чтобы усилить влияние на слушателей, гораздо точнее и ярче выразить свою мысль и собственное отношение к обсуждаемой проблеме.

В единое ритмико-интонационное целое любого выступления рекомендуется вносить разнообразие. Иначе речь ваша рискует стать монотонной, а поддерживать внимание слушателей таким «усыпляющим» говором очень сложно. Похожие публикации:.

Важно сделать это кратко и ясно, чтобы слушатели могли легко усвоить информацию и запомнить главные моменты. Завершающая фраза Завершающая фраза должна быть сильной и запоминающейся. Она может быть связана с основной темой выступления или содержать в себе ключевую мысль, которую вы хотите оставить в памяти аудитории. Важно, чтобы эта фраза была эмоционально окрашена и вызывала положительные эмоции у слушателей. Поблагодарить аудиторию Не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание и участие. Это проявление вежливости и признания того, что вы цените время и усилия слушателей. Подчеркните, что вы рады были выступить перед ними и надеетесь, что информация, которую вы предоставили, была полезной и интересной. Завершение сильным впечатлением Завершение выступления должно оставить сильное впечатление на аудиторию. Вы можете использовать различные техники, такие как цитаты, истории, анекдоты или риторические вопросы, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у слушателей и закрепить основные идеи выступления в их памяти. Важно помнить, что завершение выступления должно быть органичным и соответствовать общей структуре и содержанию выступления. Оно должно быть хорошо продуманным и подготовленным заранее, чтобы выступление завершилось сильно и запоминающеся. Техники завершения выступления Резюмирование основных идей Одна из самых эффективных техник завершения выступления — это резюмирование основных идей, которые были представлены в ходе выступления. Вы можете кратко повторить основные пункты и аргументы, чтобы закрепить их в памяти аудитории. Это поможет слушателям лучше запомнить и осознать важность вашего выступления. Подведение итогов и выводов В завершении выступления вы можете подвести итоги и сделать выводы на основе представленной информации. Это позволит аудитории лучше понять основные результаты вашего исследования или аргументации. Вы можете подчеркнуть важность этих выводов и их применимость в реальной жизни.

6 эффективных правил ораторского мастерства

Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. 2. Держать всё время слушателей в напряжении. Монолог же помогает уловить основной посыл речи. Чтобы публичные выступления оказались удачными, оратор должен обладать определенными навыками и качествами, которые предусматривает ораторское искусство. В то же время, есть несколько ошибок, которые могут подрывать авторитет оратора и усложнять его связь с публикой. В этой статье мы рассмотрим семь наиболее распространенных ошибок, которые может совершить оратор в конце выступления. Завершение речи должно быть уверенным и убедительным, чтобы закрепить в умах слушателей все аргументы, представленные в ходе выступления. В-третьих, оратору следует избегать появления новой информации в заключительной части речи. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант.

Завершение речи: 9 эффектных приемов

Тема 8. Завершение публичного выступления 3. Сообщать о своем страхе или нервозности. Оратор не должен подчеркивать свои страхи или нервозность в завершении речи. Такие высказывания могут отвлечь аудиторию от основной мысли и вызвать сомнения в компетентности оратора.
Тест 5. Чего не должен делать оратор в конце выступления? Чтобы избежать монотонности, оратор должен использовать разнообразные интонации, устанавливать паузы, подчеркивать ключевые моменты. Разнообразие в речи помогает привлечь внимание аудитории и делает выступление более запоминающимся.
Что следует избегать в завершении оратора Монолог же помогает уловить основной посыл речи. Чтобы публичные выступления оказались удачными, оратор должен обладать определенными навыками и качествами, которые предусматривает ораторское искусство.
Искусство публичных выступлений / Хабр 1. «Изобретение речи», т.е. подбор необходимого материала, содержания публичного выступления. 2. «Порядок», т.е. составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления

Как заканчивать выступление. Варианты концовок Необходимо хорошо продумать, что именно вы хотите донести до слушателей, как вы будете это делать, с какими трудностями можете столкнуться в процессе выступления. Чтобы ваше выступление оказалось успешным, придерживайтесь следующих советов.
Правила произнесения ораторской речи Логично начинать подготовку публичного выступления с того, чтобы составить текст публичной речи. Узнайте как это сделать правильно.

Правила произнесения ораторской речи

16. Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким. Первое: постарайтесь выяснить, кто должен прийти, у тех, кто организует ваше выступление или конференцию в целом. В то же время, есть несколько ошибок, которые могут подрывать авторитет оратора и усложнять его связь с публикой. В этой статье мы рассмотрим семь наиболее распространенных ошибок, которые может совершить оратор в конце выступления. это замедлить речь. советы от руководителя школы ораторского искусства Алексея Соболева. Логично начинать подготовку публичного выступления с того, чтобы составить текст публичной речи. Узнайте как это сделать правильно.

Как успешно завершить публичное выступление: основные советы и стратегии

Если же оратор постоянно смотрит в свои заметки, создается впечатление, что он плохо подготовился и читает с листа, особенно если при этом он не поддерживает хороший зрительный контакт со своей аудиторией, зажат и заикается. Ходить по кругу во время выступления Если вы двигаетесь во время презентации по сцене или в небольшом помещении перед аудиторией, это приемлемо и даже поощряется. Такое движение может помогать доносить мысль до аудитории и вовлекать ее свое выступление. Однако если вы ходите слишком много, это может отвлекать. Ваши собственные движения могут мешать вашей презентации. Если вы слишком много ходите вперед и назад, это выглядит как нервное хождение по кругу, а если вы становитесь перед проектором и закрываете обзор аудитории, становиться непонятно, зачем вообще вы решили его использовать. Найдите компромисс между избыточным перемещением перед аудиторией и полной неподвижностью. Такие крайности вызывают ощущение, что оратор не уверен в себе и боится неудачи.

Никто из нас не является совершенством и не может безупречно выполнять все вышеуказанные правила. Чтобы стать блестящим оратором, нужно постепенно избавляться от ошибок в своих выступлениях до тех пор, пока вы не станете единственным, кто будет замечать их. У большинства ораторов есть понемногу от всех ошибок. Просто нужно довести до совершенства искусство делать такие ошибки незаметными для аудитории. Чуть больше зрительного контакта, чуть меньше чтения подготовленного материала, и вы будете уверенно продвигаться на пути к тому, чтобы стать звездой публичных выступлений.

Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей.

Межличностная коммуникация. Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов. Слухи - вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории. Фиктивная коммуникация. Фиктивная коммуникация - общение с адресатом, существующим только в воображении адресанта В. Многие уверены, что они хорошо говорят, но удивляются, почему их плохо слушают. Стереотипы — упрощенное мнение о людях или ситуациях.

Склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. Отсутствие интереса со стороны собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя. Пренебрежение фактами — скоропалительные выводы. Ошибки в построении высказывания. Армейский юмор: — В увольнение пойдут только образцовые тумбочки. Или я тебя сейчас буду зверствовать.

Шире шаг! Почему зад не поет. Говорят депутаты: — Я сложил перед съездом свои полномочия. Надеюсь, что меня заменю я же. Неправильный выбор слов прейскурант цен, свободная вакансия, пять человек детей, семь штук портфелей, неожиданный сюрприз, памятный сувенир. Сложность сообщения «Пациент умер от амфибиотрофной асфиксии » - жаба задушила. Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Треугольник Аро по Р. Восхищение - общая реальность — общение. Общение как коммуникативное поведение — это социальная игра в предлагаемых обстоятельствах. Существуют типичные ошибки начинающего оратора. Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....

Поэтому вместо «Я рад... Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно — люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь... Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений.

Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно... Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим? Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику.

Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. И тогда никто не обратит внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами. Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада.

Если вы начнете «выстреливать» информацией в вашу аудиторию, не зная, где они находятся, вы полностью промахнетесь. Вы можете подумать, что даете им полезные советы, но если эта конкретная аудитория не заинтересована в том, что вы говорите, скорее всего, они не оценят этого. Мы видели так много неэффективных ораторов, которые либо: Предоставляйте общие, общие знания, которые не приносят никакой ценности, или… Предлагайте абстрактные истории и расплывчатые термины, которые аудитория не может понять.

И что остается зрителям в итоге? Может быть, большой толстый вопросительный знак, чтобы запечатлеть замешательство, витащее в воздухе… Что вы можете сделать: Понимаю что мотивирует аудиторию предварительно пообщавшись с ними по электронной почте, по телефону 1-1 и т. Определите демографические характеристики аудитории: пол, возраст, род занятий и т. Задавайте вопросы перед презентацией, например Что привело тебя сюда? Вы можете быстро опросить свою аудиторию, чтобы узнать, что им нужно и как вы можете им помочь. Мы боялись, что зрители не смогут понять нашу речь, поэтому старались втиснуть как можно больше контента. Когда аудиторию бомбардируют слишком большим количеством информации, им потребуется больше времени и усилий для ее обработки. Вместо того, чтобы наполнить аудиторию вдохновением, мы проводим для них буквально интеллектуальную тренировку, которой они не ожидали, из-за чего их внимание и удержание значительно падают. Проверьте этот плохой пример презентации, чтобы понять, что мы имеем в виду… Грубые ошибки в публичных выступлениях Ведущая не только загромождает слайды, но и объясняет все сложной терминологией и очень неорганизованно.

По реакции зрителей видно, что они недовольны этим. Что вы можете сделать: Чтобы избежать беспорядка, говорящим следует исключить из своей речи ненужную информацию. На этапе планирования всегда спрашивайте себя: «Нужно ли знать зрителям? Нарисуйте контур, начиная с ключевой результат вы хотите достичь, затем нарисуйте, какие пункты вы должны сделать, чтобы добраться туда — это должны быть вещи, которые вам нужно упомянуть. Это не точка, взятая из воздуха.

Лучший ответ на такой вопрос - ирония. К примеру, С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Кугультинов был репрессирован, а Вы нет? Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос , но можно было бы ответить так... Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении? На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность это очень хорошо нейтрализует такие вопросы , либо прибегнуть к иронии: Я понимаю ваш вопрос... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик... Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: Вы же не станете отрицать, что... Кто же может отрицать, что... Вы же не можете не признать тот факт, что... Лучший вариант ответа в данном случае - Да, но... Это вопрос типа: Почему вы говорите... На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: Да, есть и такая точка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено. Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из существующих: Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мной аргументы. Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того как я закончу, я отвечу на ваши вопросы. И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку - отвечать на нее или нет? Принцип остается единым: на все вопросы надо ответить. Либо вы превратите этот вопрос в серьезный, содержательный в таком случае передайте его содержание своими словами и ответите на него всерьез, либо зачитайте вслух начало вопроса, а затем скажите: Я что-то не совсем понял один вопрос. Есть здесь автор вопроса? Будьте добры, повторите вслух свой вопрос, и я с удовольствием отвечу. Вы можете быть полностью уверены в том, что вопрос вслух повторен не будет. Задания 1. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные? До свидания. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал... Вот и все, что я хотел вам сказать. Я закончил. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. Аудитория у вас невнимательная. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. Итак, будем работать - и все у нас получится. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! Если есть вопросы, я готов на них ответить. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали. Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно им пожелать или посоветовать, используя данные ниже факты? То, что сегодня обсуждалось, пригодится слушателям в работе. Сведения из сегодняшнего выступления помогут слушателям улучшить отношения с друзьями, начальством, в семье. Скоро наступают праздничные дни. Приближается профессиональный праздник слушателей. Состоявшееся выступление может поднять настроение в сегодняшнее трудное время. Рекомендации, содержащиеся в выступлении, можно использовать в повседневной жизни. Приближаются каникулы. Приближается лето. Завершается учебный год. Приближаются экзамены. Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьте выражение благодарности, используя приведенные ниже факты. Аудитория внимательно слушала. Аудитория вас доброжелательно приняла. Аудитория задавала интересные вопросы. Аудитория охотно участвовала в дискуссии. Аудитория продемонстрировала чувство юмора. Слушателей пришло мало, но все были очень заинтересованы. Аудитория не всегда соглашалась с вами, но аргументировано возражала. С аудиторией было приятно дискутировать. Аудитория очень хорошо подготовлена в данной области. Градация риторический прием, заключающийся в усилении силы выражения от слова к слову: я хотел ее видеть, я страстно желал увидеть ее, я рвался к ней душой ежеминутно и ежесекундно - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории. Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкции фраз. Я не просто...

Как заканчивать речь. Завершение выступления

Так же, как и культура, это дело слишком тонкое. Это должно стать шестым чувством, почти интуицией. Если оратор не чувствует, когда его выступление завершено гармонически и искусно, то как он может рассчитывать добиться этого? Одна из основных ошибок, которую оратор не должен допускать в конце своего выступления, — это торопливое завершение. советы от руководителя школы ораторского искусства Алексея Соболева. При выборе оптимального темпа речи нужно учитывать, что субъективное ощущение времени у оратора и у публики разное. Во время выступления все процессы в организме идут быстрее, поэтому некоторые спикеры увеличивают скорость, сами не замечая этого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий