Национальные чеченские игры

Стpaницы в кaтeгopии «Нapoдныe игpы Чeчни». Этa кaтeгopия coдepжит eдинcтвeнную cтpaницу. Спиcoк нижe мoжeт нe oтpaжaть пocлeдниx измeнeний.

Чеченские народные игры «Берийн ловзарш» (Детские игры)

Чеченские национальные виды спорта также уходят корнями в далёкое прошлое чеченского народа. по-ингушски, «Нахчи-къовсар» - по-чеченски). В этой игре участвовали две команды. Рады познакомить вас с чеченской национальной игрой "Утушка". Описание игры: два ребенка садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки. Чеченская народная игра “Утушка” (Бобешк). Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Разносторонняя физическая подготовка занимала важное место в традиционной системе воспитания чеченцев. Развитию силы, ловкости.

чеченские-игры

ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ ИГР ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА - [PDF Document] В министерстве ЧР по физической культуре и спорту прошло очередное совещание, посвященное подготовке к проведению спортивного фестиваля «Народные игры».
История чеченского спорта нохчий, народ в Российской Федерации (1 431 тыс. человек), основное население.
В Грозном разработали обучающую чеченскому языку игру Обучающая игра призвана популяризовать чеченский язык.
Роль Чеченских народных игр в активизации познавательного интереса младших школьников. Одна из наиболее известных и распространённых в Туркменистане игр – «Чилик-хекгал», которая популярна среди детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет.

Сайт с указанным доменом заблокирован

Фестиваль проводится в целях содействия сохранению традиционной культуры и национальных видов спорта, укрепления дружбы и дальнейшего развития межнациональных отношений народов. Напутствуя наших атлетов, Глава региона Махмуд-Али Калиматов напомнил, что Ингушетия по праву гордится тем, что у истоков культурно-спортивной традиции стоит Ингушетия, где впервые были организованы состязания, прообразом которых и является фестиваль. Отметим, что сборная команда республики будет участвовать в 10 спортивных дисциплинах: легкая атлетика, перетягивание каната, армрестлинг, борьба на поясах, перенос тяжестей, поднятие тяжестей, силовое двоеборье, стрельба из лука, мини-футбол, шахматы. Кроме того, во второй раз в рамках фестиваля будет проводиться Всероссийский форум национальных коллективов «Многонациональная Россия».

Если лиса осалила курицу, та становится лисой. А хозяин из своего круга следит за тем, чтобы лиса все время скакала на одной ноге. Если же лиса встанет на две ноги, хозяин "просыпается", бежит в курятник и ловит ее.

Если поймал, то сам становится лисой. Народная татарская игра «Займи место» Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сорока стрекочу, Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу Беги! Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Звучит удмуртская народная музыка, ведущий показывает детям фигурку «Удмуртскийй народный костюм» Удмуртская народная игра «Серебряная монетка» Дети стоят в кругу, поют песню и передают из ладоши - в ладоши по кругу монетку. Песня заканчивается. Дети спрашивают: «кытын манет? Водящий, который стоял в середине круга и наблюдал за движением монетки, должен угадать, у кого задержалась монетка. Слова песни:.

Победитель получал в награду свинец для пуль, башлык , бурку, оружие, порох. Среди детей также проводились соревнования по бегу с различными предметами с палкой, стоящей на ладони, с куриным яйцом в ложке , бегу в мешках, бег под гору и в гору [1]. Проводились соревнования по ходьбе на ходулях , метанию и толканию камней различными способами и из различных положений, поднятию и переноске тяжестей, подтягивание на сучьях деревьев. Зимой горцы соревновались в катании на лыжах, салазках, верчении волчков [1]. Конные соревнования[ править править код ] Конные соревнования были одним из наиболее древних видов состязаний среди чеченцев. Одним из таких были скачки, в которых разыгрывались оружие, лошадь, сбруя и одежда погибшего джигита. Примерно с середины XIX века на поминальных скачках стали разыгрывать такие же призы, но специально приобретённые для этой цели. Но постепенно поминальные скачки прекратили своё существование [1]. Была распространена борьба на лошадях, где участники пытались стащить соперника с лошади или своей лошадью свалить лошадь соперника. В так называемой конной борьбе коней поднимали на дыбы и направляли друг на друга. Борьба проходила в круге диаметром 13-17 метров. Целью игры было сбросить соперника с лошади [1]. Ещё одним конным соревнованием была борьба между всадниками. Всадники делились на две группы. Лошади одной группы накрывались покрывалами. Команды разъезжались. После начала состязаний одна команда стремилась вырвать покрывала у своих соперников, а другая — ускакать от преследователей [1]. Советский период[ править править код ] В 1918 году был принят Декрет ВЦИК , по которому обучение военному искусству объявлялось обязательным. Всевобуч стал первым государственным органом, который руководил развитием физкультуры и спорта в стране. На III съезде РКСМ были сформулированы задачи советской системы физвоспитания, которая должна была готовить всесторонне физически развитых трудящихся. В 1920 году в Грозном было создано 8 спортивных кружков, в которые были вовлечены 84 человека [1]. В августе 1921 года в Пятигорске с целью координации действий по развитию физкультуры и спорта на Северном Кавказе был проведён первый съезд спортсменов и спортивных функционеров. Съездом был поставлены задачи популяризации и пролетаризации физкультуры и спорта. В сентябре 1924 года в Грозном был создан совет физической культуры города, при котором начали функционировать секции гимнастики, лёгкой и тяжёлой атлетики , фехтования , футбола , велоспорта , шашек и шахмат.

Добавить цитату Коллективные игры Чеченцы очень любили игры, особенно коллективные. Одна из чеченских игр напоминала по содержанию современное регби. Это «сырная игра». Мячом в ней служила головка сыра, завернутая в кожаный мешок. Играли две команды.

Запрашиваемый вами сайт временно заблокирован

Национальные игры Игры, развлечения, время провождения чеченцев в старину.
Чеченская игра «Выбей альчики из круга» Воспитательно-развивающее значение национальных детских игр чеченского народа.
Календарные праздники вайнахов Чеченские национальные игры. МБУК ЦБС Ставропольского края Минераловодского муниципального округа. Информация.

Региональные праздники Чеченской Республики: традиции и особенности

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. игр» Игры Предков», посвященный 100-летию со дня образования Чеченской Республики. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную музыку. Все игры — «ловзар» (слово, обозначающее на чеченском и ингушском языках во что-либо или на чем-либо иг¬рать) проводились главным образом на лошади. нохчий, народ в Российской Федерации (1 431 тыс. человек), основное население. Для этого использовались различные игры. Давайте разберем некоторые из них: Распространенная игра (ловзар) называлась «куй биллар».

ТРАДИЦИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА " ЧЕЧЕНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ"

В Грозном прошла игра «ХААРХЬАМ». Далее Петрушка проводит с детьми русские народные игры «Ручеек», «Платочек», «Звонари», проводится игра «Карусель».
В школах ЧР смогут использовать обучающую игру на чеченском языке Заслуженный работник культуры РФ, народная артистка ЧР.
Каталог «Игры разных национальностей» Национальные игры. «Игра – не только детская привилегия. Она есть народная интерпретация происходящего вокруг, развития общества, культуры.
Чечено-ингушские игры для детей - Гениус 3. Чеченцы — Народ России, основное население Чечни. Особое внимание уделяется играм, соревнованиям на силу, ловкость, быстроту. (слайд 9).

В Грозном разработали обучающую чеченскому языку игру

Далее Петрушка проводит с детьми русские народные игры «Ручеек», «Платочек», «Звонари», проводится игра «Карусель». ЧЕЧНЯ. Национальные горские праздники народы традиционно сопровождали спортивными состязаниями в сноровке, силе, выносливости, гибкости, физической подготовке. В качестве главного правила, которым руководствовался педагог, при проведении национальных чеченских игр явилось то, что в игре дети должны себя чувствовать свободно. Заслуженный работник культуры РФ, народная артистка ЧР. Благодаря народным играм, дети приобщаются к национальной культуре, испытывая положительные эмоции. это традиционное забавное занятие, которым занимаются жители Чеченской Республики. Эта игра является особой частью культуры и.

Галг1ожмех ловзар — народная игра чеченцев

В ходе игры в зависимости от поставленной задачи педагог может обогащать словарный запас детей младшего школьного возраста, развивать речь, мышление, память, закреплять культуру поведения, навыки общения, расширять знания об окружающем. Игры «Алфавит», «Платок», «Я знаю», «Г о юкъо валарх ловзар» «Игра в кругу» способствуют развитию памяти, мышлению, речи, познавательной активности детей. Эти и многие другие игры чеченского народа расширяют познания и кругозор маленьких детей. Так, например, в игре «Го юкъа валарх повзар» дети, стоящие за кругом, задают играющему в кругу такие вопросы: - Расскажи нам, братец, как сажают пшеницу? А играющий в кругу должен мимикой, жестами, песнями, стихами и словами отвечать на эти вопросы.

Варианты вопросов могут быть разные. А в игре «Я знаю» необходимо произносить по одному слову установленной фразы: «Я знаю пять.... В игре «Алфавит» участники игры прыгают с короткой скакалкой, и при каждом прыжке следует называть очередную букву алфавита: а, б, в, г, д и. Способ прыгать выбирается достаточно сложный, чтобы трудно было прыгнуть без ошибки при названии всех букв алфавита.

Сделавший ошибку при произнесении очередной буквы должен сразу назвать растение на эту букву или животное, город и. Большое значение в развитии речи, памяти, творческого воображения, логического мышления, количественного счета, эмоционального состояния и настроения имеют считалки. Нами в ходе исследования собрано и систематизировано около 50 считалок на чеченском языке, которые могут применяться как в учебном, так и в воспитательном процессе. Также собраны скороговорки для развития и выработки артикуляции, дикции, памяти и культуры речи.

Включая игру в педагогический процесс, педагог учит детей играть, создавая, по словам А. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: - воспитательно-познавательная ценность содержания игр; - полнота и правильность отражаемых представлений; - целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; - подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; - целенаправленное использование игрушек и игрового материала; - доброжелательность отношений и радостный настрой детей; Из сказанного выше следует сделать вывод, что игра в жизни человека имеет колоссальное значение и особенно велика её роль в жизни детей. Чем младше ребенок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры.

Игра -особая, суверенная сфера жизни ребенка, является педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка.

Если игрок допускает промах, ему предоставляется ещё один шанс. Если неудачной оказывается и вторая попытка, право удара переходит к другому члену команды. Первое же меткое попадание обеспечивает команде желанную победу, и игроки меняются местами. От сильного удара чилик может отлететь на значительное расстояние. Стоящий на противоположной стороне за чертой круга другой член команды, в свою очередь, вводит в игру палочку с места её падения. Если чилик ложится прямо на черту круга, игроки внутри него немедленно отбрасывают его обратно, туда, где нет соперников, при этом брать его в руки нельзя, нужно пользоваться лишь имеющейся в руках у каждого палкой. Команда за кругом атакует раз за разом — всё увереннее и стремительнее, пока не добьётся желанной цели.

Этнограф, кандидат исторических наук Залпа Берсанова утверждает, что раньше парень и девушка могли присмотреться друг к другу на коллективных работах «белхи» и на вечеринках «синкъерам». Белхи созывались, когда нужна была помощь сельчан — построить дом, перекрыть крышу, обработать урожай чеснока или кукурузы. Хозяин готовил для помощников угощение, устраивал танцы — это был настоящий праздник труда. А синкъерам — это «праздник души», где молодежь танцевала, знакомилась, соревновалась в остроумии. Сейчас традиции почти угасли, встречаются очень редко, в самых патриархальных селах. Теперь молодежь все чаще знакомится и общается по интернету. Обрядовый праздник - чеченская свадьба "Ловзар" - одна из немногих традиций, которая за последние сотни лет не потерпела никаких изменений и представляет собой культурную ценность чеченского народа. Обычаи и традиции своего народа нужно знать и соблюдать на практике, чтобы дети усваивали их из опыта своей семьи, как в селе и маленьких провинциальных городах. Мы сохраним свою культуру, если она будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной историей.

Демонстрация основных элементов свадебного обряда, а именно: церемония выхода невесты из родительского дома, прибытие гонцов со свадебной занавеской «кирхьа», встреча родственниками жениха свадебного кортежа с невестой и знатных гостей, «развязывание языка невесте», «вывод невесты к роднику» - окунет зрителей в подлинную народную культуру чеченского народа. Проект направлен на широкий охват представителей всех поколений полиэтнического пространства Чеченской Республики, субъектов Юга России и Северного Кавказа, а также гостей Чеченской Республики. Проект Традиционный обрядовый праздник чеченского народа "Ловзар" будет отражать многогранность культур российского народа, а также способствовать формированию и укреплению у участников проекта основ подлинного патриотизма, гармонизации межнациональных и межкультурных отношений, сохранению ценностно-смыслового единства системы традиционной народной культуры этнических групп. Цель Формирование российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, сохранение и популяризация нематериального культурного наследия Российской Федерации, укрепление дружбы и взаимопонимания между народами Юга России и Северного Кавказа. Задачи Формирование межэтнической и межрелигиозной толерантности, взаимообогащение национальных культур России Знакомство жителей Российской Федерации с культурным наследием народов Кавказа Создание условий для обеспечения доступа к культурным ценностям различных этнических групп, формирование чувства толерантности и взаимопонимания между народами Воспитание нравственных и патриотических качеств в сознании подрастающего поколения, любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Обоснование социальной значимости Чеченская Республика в этнополитическом плане является одним из самых стабильных регионов Российской Федерации. В регионе в мире и согласии проживают представители около 80 национальностей и функционируют 11 национальных культурных центров. Устойчивость гармоничных межэтнических отношений во многом определяется эффективной работой по пропаганде традиций и популяризации этнической культуры. Главная ценность чеченской народной культуры - уважение к человеку.

чеченские-игры

В программу обычно входили единоборства, джигитовка , различные физические упражнения [1]. Народные игры[ править править код ] В играх находила своё отражение система традиционных ценностей народа. У чеченцев очаг и связанные с ним котёл и цепь считались священными. Это нашло своё отражение в одной из народных игр — «Охрана очага» чечен. Большое значение имел обычай гостеприимства. Любой человек мог стать гостем в любом горском жилище, где его принимали с большим радушием. Традиция уважения к гостю и его неприкосновенность отражена в игре «Охрана гостя» чечен.

Игра «Забивание мяча в башню» чечен. На игровом поле с противоположных сторон обоими концами в землю втыкались хворостины — ворота. Цель игры состояла в том, чтобы ударами палок загнать мяч в ворота [1]. Игра «Взятие башни» чечен. Для игры на земле выбирался небольшой обрыв, а для игры на воде — небольшой островок или большой камень. На обрыве или камне стояли «стражники».

Если «враги» побеждали, то команды менялись местами [1]. Существовал также целый ряд других игр: «Игра в кулика» чечен. Катание шара и т. Традиционные соревнования[ править править код ] Были распространены соревнования в различных видах прыжков: через плетни различной высоты, стоящих в полный рост партнёров, различные горизонтальные и вертикальные препятствия, например, через бурки. В последнем случае участники прыгали через лежащие на земле на расстоянии 2—3 метра друг от друга бурки, общее число которых могло доходить до 6—10, которые участники должны были перепрыгивать, не снимая оружия и повседневной одежды. Иногда бурки клали через 4—5 шагов друг от друга, чтобы участники могли сделать несколько шагов разбега перед очередным прыжком [1].

Пользовались популярностью соревнования в различных беговых дисциплинах. Дистанция обычно составляла от полуверсты до четырёх вёрст. Взрослые бежали в повседневной одежде и с оружием — кинжалом , шашкой и винтовкой , а до появления огнестрельного оружия — с луком и колчаном со стрелами. Повороты обозначались шестами с привязанными цветными лоскутами. Участники стартовали и финишировали на возвышении, что позволяло зрителям видеть ход соревнований.

В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником. Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше.

И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства. Характер Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе. Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии.

В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху. Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи. Традиции Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье.

Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны. Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так.

Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь. Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций. Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством.

По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома». Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать. Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде.

Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку.

Так, игрок должен будет построить генеалогическое древо главного героя, соотнести названия цветов с правильными картинками, собрать башню из цифр и так далее. Кроме того, игра включает в себя элементы культуры и истории Чеченской Республики. По словам разработчиков, это поможет пользователям не только выучить слова и выражения, но и лучше понимать менталитет народа. Также одним из главных преимуществ игры является то, что ее можно будет использовать для преподавания языка в школах. Благодаря своей интерактивности «Берашна а, бегашийна а» с легкостью заинтересует учеников, что позволит максимально вовлечь их в образовательный процесс. Более того, проект станет полезным инструментом для тех, кто хочет познакомиться с чеченской культурой и глубже погрузиться в языковую среду.

За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу. Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков. Бросать камень нужно от линии или от того места, куда он попал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново. Игроки делятся на две команды. На расстоянии 10-15м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся парами и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т.

Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары продвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые- полуприседают, пятые пары продвигаются, глубоко приседая. Взять шапку имеет только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При повторении игры лучше поменять виды движений. Водящий не должен подсматривать. Играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему. Играющие до 12 человек образуют круг, в руках каждого маленькие палочки длиной 10см. Для игры нужна еще одна большая палка длиной 50см. Водящего выбирают с помощью считалки.

Водящий закрывает глаза, считает до 10, остальные в это время прячутся. Прежде чем спрятаться, игроки кладут длинную палку одним концом на камень, другим на землю. На конец палки, лежащий на земле, аккуратно кладут маленькие палочки. Сосчитав до 10, водящий открывает глаза и ищет спрятавшихся. Каждый из играющих стремиться незаметно добежать до палки первым и стукнуть по ее концу, лежащему на камне, так чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Водящий стремиться помешать игрокам сделать это. Если же кому-то из игроков удается стукнуть по палке и рассыпать маленькие палочки, то водящий опять закрывает глаза. Ели же водящему удается выиграть, то им становится игрок, найденный первым. Чтобы никто не тронул палочки, водящий, найдя кого-либо из спрятавшихся, быстро подбегает к длинной палке и громко называет имя найденного.

Обнаруженный игрок останавливается и больше не прячется. Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют лезгинку. С окончанием каждый участник игры старается первым поднять платок. Нельзя тянуться за платком. Запрещается выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока 2 палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего — медведя, которому завязывают глаза.

Они водя гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих, тот кого медведь запятнает, становится водящим. Водящий не должен подглядывать. Игрокам не разрешается убегать за линию. Если медведь долго не может никого запятнать, надо менять водящего. Упражнения выполняются во всевозрастающем темпе, переходящим в бег, до тех пор пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова. Кладут мяч в лунку, которую выкапывают в центре площадки. Повелитель лунки садится на расстоянии 3-6м в стороне от играющих.

Игроки становятся вокруг мяча в радиусе 2-4м на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, повелитель выкрикивает имя одного из игроков. Тот должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места или догоняя игрока. Осаленные выходят из игры. Если названный повелителем игрок промахнулся, то он сам выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

Сайт с указанным доменом заблокирован

В Чечне готовятся провести первый турнир по национальной игре, напоминающей хоккей. Чеченские народные игры. Анализ исторических, этнографических, фольклорных и литературных источников дает. О чеченцах. Чеченцы живут на Северном Кавказе, большей частью в Чеченской республике, но также в соседних Дагестане и Ингушетии. Игра представляет собой интерактивную платформу для изучения чеченского языка. Национальные игры «Игра – не только детская привилегия. Она есть народная интерпретация происходящего вокруг, развития общества, культуры.

Чеченцы — храбрая и выносливая нация

Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки. До начала игры дети договариваются , как будут салить: с места или догоняя убегающих. Нельзя выбегать за условленную территорию. Определяется расстояние между мячом и игроками, так как от этого зависит степень сложности игры. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскоков. В игре участвуют две команды. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих.

Задача играющих — завладеть флажком противника, сохранив свой. Правила игры :в процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком;начинать игру надо по сигналу; в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом.

Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому , кто остался вне игры. Бецаб ци Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки : одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего — медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего.

Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим.

Физическое воспитание у чеченцев и ингушей в раннем средневековье было связано с подготовкой отважных охотников, а также скотоводов и землепашцев. Постоянные столкновения чеченцев и ингушей с враждебными племенами требовали от них также умения отстаивать свою территорию в бою с врагами. В связи с преобладанием в это время в экономике чеченцев и ингушей скотоводства физическое воспитание было полностью связано с трудовой деятельностью скотовода. Местный этнограф и историк У. В материалах за этот период мы не встречаем никаких сведений о проведении состязаний по бегу и кулачным боям. По этому поводу кабардинский ученый — просветитель Ш.

Ногмов отмечает, что «упражнения в искусствах, принесенных греками и введенных под влиянием христианской веры, утрачены и за-быты». Период жизни чеченцев и ингушей со второй половины XIV века многочисленными источниками и авторами освещается как период скотоводческой деятельности народа, в совершенстве владеющего искусством верховой езды и охоты. Ученый-кавказовед Ф. Леонтович, составивший «Адаты кавказских горцев», в своей рукописи «Быт и воспитание горцев», акцентируя внимание на адыгейских племенах, вместе с тем приводит весьма интересные сведения о быте и о состоянии физического воспитания чеченцев и ингушей с древнейших времен, а именно начиная с VI века до нашей эры, кончая XIX столетием. Позднее во время национальных праздников пасха или троица после сытых обедов вызывали наиболее сильных юношей из горцев, которые под завывающие звуки зурны или под аккомпанемент другого национального инструмента начинали борьбу. Победителем считался тот, кто бросит своего противника на землю. Ни правил борьбы, ни судейской, коллегии не было, судьей являлся самый владетельный родовитый князь или старший рода, который и присуждал победу по своему усмотрению. В празднествах устраивалось также метание—толкание камня в цель, а впоследствии толкание на дальность. Имеются сведения о проведении в этот период состязаний по метанию стрелы «кто выше», «у кого метче глаз», то есть упражнения в попадании в цель из лука во время скачек. Это свидетельствует о том, что наряду с выявлением победителя состязания служили и проверкой готовности воинов бороться.

Следует отметить, что физическое воспитание чеченцев и ингушей было аналогичным физическому воспитанию кабардинского, балкарского, грузинского и других народов Северного Кавказа. Это свидетельствует о постоянных сношениях племён, живущих в предгорьях Кавказа. Из средств физического воспитания среди ингушей и чеченцев были распространены борьба, метание камня, метание копья, прыжки с шестом, прыжки через бурку, то есть прыжки в высоту, лазание, плавание и особенно верховая езда — скачки. Скачки Многочисленные источники указывают, что очень рано начали проводиться состязания наездников — скачки. Важное место в системе народных игр и физических упражнений, культивируемых среди чеченцев и ингушей, занимали «скачки до обрыва». Указанные скачки, вырабатывающие решительность, смелость и уменье в совершенстве управлять своим боевым другом-конем, проводились следующим образом: за 15 — 20 шагов не доходя до пропасти, намечалось черта линия , до которой всадник, изъявивший желание продемонстрировать свое умение управлять лошадью, должен был скакать в полную силу. Только лишь доскакав до линии, он мог останавливать своего скакуна, стараясь, чтобы лошадь остановилась как можно ближе от черты, не доходя до пропасти. Наиболее искусные джигиты добивались того, что лошадь останавливалась сразу же за 6 — 8 шагов , минуя линию. С этой целью во время тренировки лошадь приучали падать — садиться на задние ноги, оставаясь только на передних ногах. Собравшиеся многочисленные зрители из многих аулов с волнением и тревогой следили за этими скачками до обрыва.

Нередки были случаи падения лошади и всадника в пропасть. В скачках джигитов «до пропасти» принимали участие только взрослые опытные наездники. Дети и юноши не допускались к участию в этих состязаниях. Широко были распространены как среди ингушей, так и среди чеченцев скачки на приз «оружия, лошади, сбруи и оджды» умершего джигита. Характерной особенностью этих скачек являлось то, что чем богаче, опытнее и прославленнее был умерший джигит, тем количество желающих принять участие в скачках было больше. В скачках на приз оружия, лошади и одежды умершего джигита принимали участие дети и юноши различных возрастов. Дети обычно участвовали в скачках, в которых разыгрывалась одежда умершего. Они допускались к участию в скачках, где разыгрывалась лошадь и сбруя. А оружие умершего джигита кинжал, шашка, винтовка, пистолеты разыгрывалось среди наиболее метких стрелков, поражающих цель во время скачки на лошадях. Аналогичные заезды проводились и во время розыгрыша оружия.

Шашка разыгрывалась среди наиболее опытных рубак — наездников в совершенстве владеющих этим грозным в то время видам холодного оружия. Кинжал разыгрывался среди наиболее искусных всадников, показывающих ловкость и изящество в джигитовке. Последним видом состязаний на приз вещей умершего джигита являлись скачки, дистанция которых нередко устанавливалась в десятки километров. В этих скачках чаще всего участвовали мальчики—подростки от 12 до, 15 лет. Головной убор являлся почетной наградой победителю указанных скачек. Похороны джигита превращалось в «праздник», на котором демонстрировались народные виды физических упражнений: лихие скачки, джигитовка, стрельба и рубка лозы. Подобного рода состязания устраивались также и во время свадеб и народных праздников. В середине XIX века скачки во время поминок умершего, по-прежнему сохранив традицию розыгрыша одежды и обуви горца, получили иное содержание. Во время поминок не разыгрывалось оружие горца — ни холодное, ни огнестрельное, а также не выдавался приз — головной убор. Одежда и обувь разыгрывались не те, которые имелись при жизни горца, а специально купленные для этой цели, новые.

Образованный житель Ингушетии Чах Ахриев специально посвятил статью проводимым во время поминок умершего скачкам. В этой статье он пишет, что «похороны по-прежнему составляют важное событие в горах, поэтому быстро разносился слух о смерти кого-либо». Рассказывая о приготовлении поминок, устраиваемых родственниками умершего, Чах Ахриев пишет: «Им нужно было резать больше скотины, баранов... Нужно еще приготовить пиво и араки, нужно к тому же исправить черкеску, бешмет, башлык и вообще весь горский костюм для приза тем, которые пускают своих лошадей на скачку в честь покойника. За день до поминок должен явиться к родственникам покойного всякий, желающий пускать свою лошадь на скачку. Родственники отбирают у них лошадей, предназначенных для этой цели, и назначают призами для первой выскакавшей лошади черкеску, для второй бешмет, для третьей башлык и ноговицы, а для четвертой рубашку и штаны. Выбирают лошадей и отправляют их за день до поминок в какой-нибудь дальний аул, к своему родственнику или знакомому с проводником. На следующий день, рано утром, они выезжают от него в обратный путь, причем проводник их меняет свой значок. Сначала они едут шагом, а когда остается верст 15 до аула, где делают поминки, то пускают своих лошадей во весь опор. Еще до прибытия скачущих лошадей родственник покойника ставят мишень, и тот, кто попадет из ружья в цель, получает за это козла.

После стрельбы в цель и после скачек весь народ, который собрался на поминки, рассаживается группами по 5 человек каждая. Когда народ кончает есть и пить, в то время родственники покойника приглашают хозяев лошадей, бывших на скачке, чтобы каждый из них подвел отдельно свою лошадь к старику, который умеет посвятить их покойникам. Старик этот держит в одной руке чашку пива, а в другой три чурека и кусок баранины. Хозяину же ее он отдает кусок баранины и три чурека». Этим заканчиваются поминки, называемые постельными. Потом делаются через два года, так называемые, большие поминки, если покойник был женат, то вдова его должна носить траур, по крайней мере, три года, после чего может снять траур и выйти замуж за брата покойника или за его родственника. Физическое воспитание женщин Следует особо указать, что в прошлом среди горцев Северного Кавказа физическое развитие женщин мало чем отличалось от мужчин. Женщины на полном скаку стреляли из лука и метко попадали в цель, ходили на охоту, выполняли почти все тяжелые в хозяйстве работы. Иностранный путешественник Де—Ля—Мотре, посетивший горцев в начале первой половины XVIII века, пишет, что «их женщины такие же хорошие всадники, как и они, настоящие джигиты... И далее он указывает: «Это достаточно подтверждает истинную или ложную историю амазонок.

Действительно, я в дальнейшем видел множество всадниц с колчанами за плечами и с луком в руке или с хищными птицами на руке. В сказаниях Нартского эпоса, посвященных женщине—горянке, легко прослеживаются черты матриархата. После матриархата наступил патриархат, так как при скотоводческом хозяйстве, где главными орудиями производства были лук, стрела, копье и аркан, главную роль стал играть мужчина. С изменением производительных сил изменялось и физическое воспитание людей. Женщина в период матриархата по своим физическим силам не отличалась от мужчины. Многие века женщины—горянки играли в обществе такую же роль, как и мужчины. Мальчиков амазонки отдавали отцам». Этот образ исторически правдоподобен: горянки участвовали в боях рука об руку со своими братьями, отцами и мужьями. Оказалось, что она уже более десяти лет участвовала в военных делах. Ее в национальном воинском платье возили на показ Николаю I.

Видимо, не только одна Зара участвовала в боях совместно с мужчинами. Надо полагать, что таких, как она было много. Хевсуры, отобрав весь скот, решили забрать в плен оставшихся в ауле жителей. Арсгири Хазитов рассказал, что большинство женщин сражалось с хевсурами на лошадях. Причем они владели оружием не хуже мужчин. В борьбе с природой и врагами женщины — горянки всегда были вместе с мужчинами. После этого «на тот же аул напало войско, чтобы его завоевать. Опять послали нарты человека к Назнаю: выходи, мол, сражаться! Но посланный опять воротился с ответом, что Назнай не поехал, а его лишь прогнал: ступай, мол! Однако жена «героя» взяла длинный тростник и выгнала мужа из дома»14.

Сюжет предания не сложен, но он повествует нам о том, что в прошлом чеченская женщина была полноправным членом семьи и могла проявить волю по отношению к своему мужу. На наш вопрос, почему в чеченской сказке говорится о женщине, которая прогнала своего мужа, правдиво ли это? Старики говорили и о том, что в прошлом женщине разрешалось садиться на коня и участвовать в скачках. К сожалению, нам не удалось найти письменных данных под-тверждающих это. Правда, в 1907 году доцент Я. Фролов, путешествующий по Кавказу, в ингушском ауле Таргим записал рассказ стариков об участии женщин Таргима и других близ-лежащих аулов в скачках с мужчинами. Победителем в скачках старики назвали девушку Тамару Мальсагову. По утверждению стариков, скачки проводились примерно после победы русских над французами, то есть в первой четверти XIX века. Кроме того, там же Я. Лошадь - верный друг горца В связи с тем, что одним из главных занятий чеченцев и ингушей являлось скотоводство, а основным родом войск была конница, такие виды физической тренировки, как бег и прыжки, уступали место упражнениям, связанным с ездой на лошадях.

Конь для джигита был дороже всего. Об этом говорят много-численные источники. Характерным в этом отношении является высказывание генуэзца Георгия Интериано, относящееся ко второй половите XV века, который сообщает: «Часто они готовы отдать все свое имущество за хорошего коня, который им приглянется, и нет у них вещи, драгоценнее хорошего коня»15. Великий русский поэт М. Лермонтов, глубоко изучивший быт чеченцев, во многих бессмертных творениях воспевает безграничную любовь горца к своему коню. Лермонтов в поэтической форме приводит рассказ удалого джигита Казбича о своем любимом коне Карагезе: Золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет цены, Он и от вихря в степи не отстанет, Он не изменит, он не обманет. Среди жителей Кавказа особенно славилась кабардинская порода лошадей. Однако и у чеченцев и у ингушей были свои замечательные породы скакунов. Лошади разводились главным образом для верховой езды, а все хозяйственные работы проводились на быках. Лошадь чеченца и ингуша славилась необыкновенной преданностью своему хозяину.

Она как хорошая собака за охотником. Они считали, что боль, причиняемая лошади шпорами или тяжелой нагайкой, утомляет ее, делает нервной и невыносливой. Оно никогда не натирало спины лошади, если даже не снималось по целым неделям. Чечено-ингушская лошадь много месяцев содержалась на подножном корму и только при подготовке к состязаниям ее кормили зерном. Тренировали на различные дистанции под попонами, тщательно чистили скребницей, щеткой и купали по несколько раз в день. У горцев с детства прививалась любовь к коню. Поэтому обычно при подготовке лошади к состязаниям уход за нею поручался подросткам, которые под наблюдением старших кормили и тренировали ее. Тренируя лошадь на выносливость и силу, горцы учили ее преодолевать различные препятствия. Такой отчаянный навык, подвергавший всякий раз жизнь седока—джигита вместе с лошадью видимой опасности, нередко спасает от опасности попасться в руки неприятелю при случае близкой погони»16. Тренировка лошади и конные состязания, приучавшие молодых чеченцев и ингушей к приемам кавалерийской езды и развивавшие в них силу, ловкость и отвагу, играли весьма важную роль в физическом воспитании народа.

Красивое зрелище представляла езда горца на лошади среди дикой природы.

Для нас неприемлем антисемитизм, мы не делим людей по расовому, национальному, религиозному признаку, а также считаем, что следует отличать еврейский народ от идеологии Хабада, которые, кстати, друг друга редко принимают. В 1992 г. В движении Хабад Певзнер с самого детства. В нашем городе открыт ряд еврейских детских садов и школ, которые воспитывают детей в идеологии Хабада под началом лидеров движения.

Основной снаряд чеченской национальной игры раньше делали из подручных материалов — в основном из плетеных прутьев, которые потом обматывались веревкой. Но такое кольцо оказалось недостаточно прочным, и тренеры быстро нашел альтернативу. Это обычный эспандер. Анзор Довлетукаев, организатор игры: «Этой игре примерно, я считаю, 200—300 лет как минимум, потому что мой отец и его отец рассказывали, как они играли в эту игру». В новой версии ограничения решили снять.

Чеченская народная игрушка для детей

чеченская национальная игра. Видео чеченская национальная игра канала Adam Alan. В министерстве ЧР по физической культуре и спорту прошло очередное совещание, посвященное подготовке к проведению спортивного фестиваля «Народные игры». 3. Чеченцы — Народ России, основное население Чечни. Особое внимание уделяется играм, соревнованиям на силу, ловкость, быстроту. (слайд 9). В национальном чеченском танце, если партнёр преграждает партнёрше путь, что она должна сделать?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий