Диагностический брак это в древней руси

Династический брак это в древней Руси. Брак между представителями правящих династий разных государств *. В конце 1040-х -начале 1050-х годов был заключен самый известный в Древней Руси династичекий брак. Дочь Ярослава, Анна, стала женой французского короля Генриха I.

Условия заключения христианского брака в Древней Руси

В.О. Ключевский вопросы семьи и брака в Древней Руси затронул в связи с исследованием таких проблем, как распад родового строя восточных славян, формирование древнерусского права, а также положение и роль христианской церкви в древнерусском обществе. Расторжение брака было редким явлением, возможным лишь в случае измены или вдовства одного из супругов. Вступать в повторный брак могли только люди невиновные в распаде семьи. Жениться и выходить замуж, можно было не более трeх раз. Однако любого историка Древней Руси от таких реконструкций интуитивно бросает в дрожь. Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний — похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней.

В языческой Руси невест просто умыкали

  • От кражи невесты до ЗАГСа: история семейного права в Роcсии
  • Семейное право в Древней Руси.
  • В языческой Руси невест просто умыкали
  • Династические браки между Русью и Европой

От кражи невесты до ЗАГСа: история семейного права в Роcсии

Первые династические браки в истории России.(1) — Мегаобучалка Что такое династический брак? Это союз, заключенный между членами династий, которые находятся у власти. Заключение династических браков стало основным средством налаживания внешней политики.
Династические и морганатические браки в России Найдите супругов детям и племянницам Петра I, руководствуясь интересами империи. В конце вы узнаете, как эти браки повлияли на историю России, и получите идеальную шпаргалку по эпохе дворцовых переворотов.
Брак по российскому семейному праву В удельный период истории Древней Руси Венгрия стала важной политической силой, участвовавшей в княжеской борьбе на Юго-Западе. В частности, мадьярские короли активно влияли на политику в Галицко-Волынском княжестве.
Уникальный русский династический запрет на браки со вдовами. Средневековая Европа. Восток и Запад 1. Супруги, состоя, как в гражданском, так и законном браке обязаны исполнять супружеский долг не реже 7 раз в неделю, если иное не предусмотрено ст. 33 п. Как заключался брак в древней Руси?
Брачно-семейные отношения в древней Руси В.О. Ключевский вопросы семьи и брака в Древней Руси затронул в связи с исследованием таких проблем, как распад родового строя восточных славян, формирование древнерусского права, а также положение и роль христианской церкви в древнерусском обществе.

Как в Древней Руси называли брак?

Династические браки в период 10 11 века. Междинастические браки в Древней Руси Одним из самых известных династических браков Руси является брак между князем Владимиром Святославичем и Анной, византийской царевной из Македонской династии.
Династические браки между Русью и Европой Первый династический брак на Руси датируется IX веком. Князь Рюрик женился на королеве Урманской Енвиге, тем самым, дав начало традиции, закрепившейся на Руси до начала нашего столетия.

Что такое династический брак?

Так, свадебному обряду на Руси предшествовала помолвка, которая проводилась в доме родителей невесты. При этом обязательным кушаньем на столе был сыр, который выносила к столу будущая невеста. Соглашение о браке молодых своеобразно скреплялось обрядом «краяння» — разрезания сыра на куски. В том случае, если свадьба расстраивалась по вине жениха, он должен был заплатить родителям невесты денежный штраф моральную компенсацию , который предусматривался ст. Возможность заключения повторных браков ограничивалась для верующих и определялась церковной формулой: «Первый брак — закон, второй — прощение, третий — законопреступление, четвертый — нечестие: понеже свиньское есть житие». Исключение было возможно для вдов и вдовцов. Для них был позволителен второй брак «по снисхождению к человеческой слабости». Очень редко был разрешен и третий брак в случае смерти второго супруга, а также в случае, «аще кто будет млад, а детей не будет у него от первого брака ни от второго». Если брак заключался в четвертый раз, то такого любителя семейной жизни немедленно «разлоучали» и лишали причастия, «донельже разрешится беззаконного брака». Церковь стояла на позициях запрета браков с представителями других религиозных конфессий. Тех, кто нарушал этот запрет, ждало суровое наказание.

Статья 19 Устава князя Ярослава предусматривала наказание за связь русской женщины с иноверцем человеком, который исповедовал иудейскую или мусульманскую религию принудительным постригом ее в монахини и денежным штрафом в пользу митрополита: «Аще жидовин или бесерменин будет с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую понята в дом церковный». Защищая моногамный брак между мужчиной и женщиной, церковное право предусматривало ответственность за полигинию. Языческое многоженство не могло сосуществовать с принципами христианской морали, поэтому право и церковные догматы защищали интересы первой жены. Статья 17 Устава князя Ярослава предусматривает: «Аще кто иметь две жены водить, митрополиту 20 гривен, а которая подлегла, тую пояти в дом церковный первую гоню держать по закону». Таким образом, вторая жена должна была занять место в церковном доме монастырское учреждение для отбытия церковного наказания , а мужчина должен был проживать с первой женой. Дублируя предыдущую статью, ст. В соответствии с канонами церковного права брак провозглашался незыблемым. Расторжение брака и прекращение существования семьи было возможным лишь в исключительных случаях и только после судебного разбирательства. Юридические основания для расторжения брака по инициативе мужа были изложены в ст. Основанием для развода были такие действия жены, как: неуведомление женой своего мужа об известном ей покушении на власть и жизнь князя; прелюбодеяние, за которым ее застал муж, или подтверждение таких действий женщины свидетелями проступка; покушение на жизнь мужа или несообщение ему о подготовленном на него убийстве; общение жены с посторонними людьми, в частности, ночевка за пределами своего дома без разрешения мужчины; посещение женщиной без сопровождения мужчины днем или ночью игрищ; участие жены в обкрадывании мужа или самостоятельное похищение его имущества.

Перечень оснований, изложенных в ст. По инициативе жены юридические основания для расторжения брака в церковных уставах не предусматривались. В летописях содержатся упоминания оснований для расторжения брака по инициативе жены. Это физическая неспособность мужчины к браку: «Ожели мужь на гоню свою не лазит без съвета, то жена невиновата, идучи вот него», а также материальные причины, когда муж не мог содержать семью: «Яко не мочи мужю бержати жены, или жена мужа, или долг много у мужа застанеть, а порты ея грабити начнеть, или пропиваеть». Разорвать брачные узы мог позволить себе только состоятельный мужчина. В случае если мужчина все-таки принимал решение на законных основаниях расторгнуть брак и создать новую семью, он должен был уплатить очень большую денежную компенсацию в пользу бывшей жены, а также штраф в пользу церкви. Размеры этих финансовых санкций зависели от социального статуса бывшей жены. Об этом свидетельствует ст. Каноническое право препятствовало расторжению брака, как венчанного, так и невенчанного, причем во втором случае штраф был меньшим в два раза. Это положение зафиксировано в ст.

Защищая семью, брак и христианскую мораль, православная церковь сформулировала конкретные составы преступлений правонарушений , которые, по ее мнению, были наиболее опасными социальными явлениями и рассматривались исключительно церковными судами. К преступлениям против семьи и нравственности были отнесены: «роспуста» самовольное расторжение брака ; «смильное» внебрачная интимная связь мужчины и женщины ; «заставание» нарушение супружеской верности , доказанное свидетелями; «умыкание» обрядовое похищение невесты для свадьбы , «пошибание» изнасилование ; «или в племени в сватовстве поимутся» нарушение запрета на браки между близкими родственниками ; «иже отца или матерь бьют» избиение родителей ; «урекание бляднею» безосновательное обвинение женщины в небрачных половых связях. С принятием христианства в Киевской Руси утвердилась христианская модель семьи и брака, в соответствии с которой: цель брака — предотвращение соблазнов и разврата; предназначение брака — рождение детей, продолжение рода; условия брака — моногамия, церковное благословение, публичность, достижение соответствующего брачного возраста, нерасторжимость, добровольность брака, однобрачие, исключение родственных союзов, создание семьи только через венчанный брак и т. В крестьянских семьях она рассматривалась прежде всего как дополнительные рабочие руки. Существовала практика безбрачия, которая не осуждалась общественностью. Это случалось тогда, когда старший брат, который заменил умершего отца, отказывался от бракосочетания в интересах младших братьев. К безбрачию могла прибегнуть девушка в знак траура по умершему жениху. Такое самопожертвование даже вызывало уважение. Существовал брак по расчету примы — проживание зятя в семье жены, хотя это и противоречило праву — оставаться после бракосочетания с родителями мог лишь сын. Брак в примах имел такие разновидности: по принуждению, по желанию, по приглашению.

Возможен был договор пожизненного содержания. Ситуация, когда бездетная пара в летах брала к себе в дом молодую пару, как правило, без земли, а нередко и без родителей. При этом они обязывались ухаживать и помогать людям, которые дали им приют, а в случае их смерти наследовали их имущество. Для счастья семьи нужно не столь уж много — направленность на партнера, умение и желание понимать его, заботливо к нему относиться, учитывать его вкусы, интересы и желания, умение удержаться на тонкой грани между отчужденностью и вторжением в личное пространство брачного партнера. Счастливы брачные отношения, основанные на равенстве супругов, нормальное, бесконфликтное общение, признание права другого человека на собственное жизненное пространство, доверительность и благосклонность, гармоничная интимная жизнь, соответствующий материальный фон жизни, дети, наличие Дома того места, где может отдохнуть от превратностей жизни вся семья в целом и каждый из ее членов в отдельности. В сущности, ведь это не так много, чтобы быть счастливым, но судьба средневековой женщины чем-то напоминает судьбу библейской Евы. Первая женщина появилась на свет сразу женой. У Евы не было альтернативы. Это не я, это всё гены. Мифы о генетике народов В 80-е годы прошлого века мир охватила паническая волна, связанная с обнаружением вируса СПИДа.

Смотрит в поле и видит — «едут». Близко сговор, свадьба, увоз в чужой дом, и вот уже она не любимое дитя, а в лучшем случае падчерица, отданная незнакомым и, возможно, жестоким людям в полную власть и на скорое съедение. Свекровь не пощадит, заставит работать с утра до ночи… Что для крестьянки, что для дворянки неизбежный поворот женской судьбы в подростковом возрасте был не просто мучительным, но роковым, чреватым порой гибелью. Не только дети умирали при родах… В языческой Руси жен доставали себе уводом, то есть похищением из родительского гнезда.

Династические браки были не редкостью в Киевской Руси. Еще Владимир посылал часть своего воска на выручку Византийской империи от мятежников, требуя взамен руку младшей сестры Василия и Константина императоры Византии. Киевский князь прекрасно понимал, что ему представляется редчайший случай породниться с правителями Византийской империи. Формирование советской политической системы в 20-30-е гг. Внутрипартийная борьба. Установление тоталитарного режима в СССР. Та же строфа, что и в «Круге земном», цитируется в другом своде королевских саг — «Красивая кожа» ок. В «Гнилой коже» и «Хульде» приводятся шесть строф Харальда, посвященных «Элисабет, дочери конунга Ярицлейва, руки которой он просил». Строфы вводятся словами: «… и всего их было шестнадцать, и у всех один конец; здесь, однако, записаны немногие из них». Ни один источник, рассказывая об отъезде Харальда с Руси, не говорит о том, что Елизавета была вместе с ним в этом путешествии. Дети Владимира также часто вступали в подобные дипломатично-семейные отношения с иностранными наследниками. Во Франции юную и очаровательную супругу короля знали как Анну Русскую и утверждали, что лишь она может вызвать улыбку на лице строгого правителя. Известно, что помимо природной красоты Анна отличалась образованностью: в отличие от мужа, она умела читать и писать, а также знала несколько языков. На официальных документах королева указывала свое имя, в то время как Генрих I — обычный крестик. Снорри далее рассказывает, что «конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну… Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу. Затем отправился он в путь в Грикланд, и было у него много войска. Перспективы интеграции России в глобальное информационное общество. Причины кризиса социализма в СССР 1960-1985 гг. Кризис идеологии. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов.

Такие образцы принимали иногда довольно неожиданные и в то же время понятные даже современному человеку формы. Так, киевский князь Святослав Всеволодич, лежа в смертельной болезни, размышляет о том, удастся ли ему дожить до праздника святых Маккавеев, то есть до 1 августа, потому что, как поясняет летописец, и его отец, и его дед умерли именно на святых Маккавеев. В действительности, это не совсем так — дед Святослава и вправду скончался 1 августа, а вот отец незадолго до этой даты. Однако такие мелкие шероховатости несовпадения сглаживаются и выравниваются родовой перспективой, а в памяти запечатлеваются лишь тождество и близость. Необходимо подчеркнуть, что многие принципы династического обихода — это правила неписаные. Ни в одном источнике, относящемуся к домонгольской Руси, не зафиксировано, что ребенка нельзя называть именем живого отца или деда, что детям надо давать имена умерших предков и что княжеские родовые имена не пристало носить их подданным. Тем не менее, эти правила неукоснительно соблюдаются из поколения в поколение, они понятны не только самим князьям, но и их окружению, и в этом смысле в пространстве родового мира существует своеобразный язык выбора имени или выбора семейных образцов. Брак и власть: предпочтения и запреты в династии Рюриковичей С принятием христианства такого рода неписаные правила очень любопытным образом начинают взаимодействовать с письменными, нормативными запретами и ограничениями, которые церковь налагает на такое явление, как княжеский брак. Для родового жизненного цикла он, разумеется, не менее важен, чем смерть и рождение. Женитьбы вновь и вновь скрепляют род по горизонтали. Если наречение новорожденного — это, так сказать, попытка долгосрочного стратегического планирования, то женитьба может как преследовать сиюминутные политические цели, так и подразумевать длительный династический расчет. Сразу выделим несколько черт, отличающих домонгольских Рюриковичей от многих других правящих домов средневековой Европы. Во-первых, всякий княжеский отпрыск мужского пола должен был жениться. Это утверждение, на первый взгляд, может показаться совершенно тривиальным, однако на самом деле во многих славянских и неславянских династиях того времени, находившихся в орбите Западной церкви, широко практиковалось добрачное пострижение в иночество одного, а то и нескольких сыновей правителя. У русских князей, повторимся, ничего подобного не было. Княжна могла посвятить себя служению церкви, не вступая в брак. Достаточно вспомнить Ефросинью Полоцкую, но пример ее отнюдь не уникален. Князь же мог принять постриг, лишь отдав дань женатой жизни. Скорее всего, он никогда женат не был. Характерно, что его имя навсегда исчезло из княжеского именослова, поскольку воспроизведение такой династической судьбы едва ли могло показаться заманчивым! Мог ли русский князь женится на вдове? Относительно женитьбы у Рюриковичей была и другая, куда более своеобразная черта — ни один русский князь-христианин не мог жениться на вдове другого русского князя, хотя церковь никак не воспрещает такие браки правителям, а в Византии и в Западной Европе женитьбы на вдовах правителей были крайне популярным и эффективным средством легитимизации власти, округления земельных владений, установления политических союзов. В Скандинавии, например, знатная женщина могла не успокаиваться до тех пор, пока не побывает замужем за парой конунгов и еще двумя-тремя аристократами и не нарожает от всех них детей. Чемпионом в этом смысле может, пожалуй, считаться вдова норвежского конунга Харальда Гили по имени Ингирид, которая, заметим, приходилась двоюродной сестрой двум киевским князьям — Изяславу и Ростиславу Мстиславичам. В Западной Европе повторные замужества царственных вдов формировало целую сеть связанных между собою пасынков, отчимов, единоутробных и сводных братьев, часть из которых были сыновьями правителей, а часть — просто знатных и могущественных людей. Все они могли опираться друг на друга в борьбе за власть и часто играли немалую роль в конкуренции претендентов на престол. Русские князья сами отсекают для себя все эти возможности разветвленной политической поддержки. Ни один Рюрикович, благодаря нашему неписаному запрету брать в жены овдовевших княгинь, не является отчимом или единоутробным братом другого Рюриковича. Отнюдь неслучайно, например, что в древнейшем летописании самим словом «отчим» не называется ни один князь, коль скоро речь идет о домонгольском времени. Этот термин появляется здесь вообще лишь единожды. Русская княгиня, внучка Владимира Мономаха, чьего имени мы не знаем, а знаем только отчество — Всеволодковна, внезапно овдовела и, как сообщает летопись, бежала в половцы, где вышла замуж вторично, за хана Башкорда. Заметим, что этот случай, уникальный в своем роде, только подтверждает общее правила, поскольку вторым мужем Всеволодковны становится отнюдь не русский князь, но половец. При этом наша Всеволодковна не теряет связи не только со своим сыном от первого брака, но и со всей семьей покойного мужа. Ее новый супруг, Башкорд, в нужный момент приводит на помощь своему пасынку и его дяде, который борется за власть над Киевом, 20 000 человек. Тогда-то он и именуется отчимом юного князя. От всей ситуации в целом веет чем-то, так сказать, сугубо скандинавским, и так и хочется вообразить, что это вот-вот войдет в обычай, и отчимы, к примеру, станут сажать на престол пасынков, как это бывало у норвежцев, датчан или шведов. Однако ничего подобного, повторюсь, не происходит. В матримониальной стратегии Рюриковичей возможны самые разные повороты и комбинации — овдовевший князь как правило, хотя и не всегда , женится вторично; князья могут вступать в брак со вдовами иностранных правителей; более того, русская княжна, если ее выдали замуж за границу, овдовев, легко может заключить союз со следующим иностранцем. Создается впечатление даже, что они проделывают это с какой-то особой охотой.

Это брак 1187 г. Рисунок 7 — Схема родства Давыда Ольговича и дочери Игоря Святославича Оставляя за скобками вероятные причины таких союзов внутри линий Ярославичей, обратим внимание на браки троюродных теток с племянниками. Как нетрудно заметить, этот факт не смущал древнерусских князей. Однако в XII в. Первый предполагаемый случай восходит к минско-полоцким князьям, а именно к известию о смерти жены Ростислава Глебовича Софьи Ярославны [8, стб. Ее считают дочерью Ярослава Святополковича, а так как минский князь Глеб Всеславич состоял в браке с дочерью Ярополка Изяславича, то выходит, что Ростислав и София находились в 6-й степени родства. У данной родственной схемы есть не одно, а два уязвимых места, что уже отмечалось историками [ 6 ]. Впрочем, нет оснований предполагать, что Ростислав Глебович не сын Ярополковны, хотя его отец и старше матери. Важно понять, кто был отцом Софьи. Помимо Ярослава Святополчича в первой трети был жив только один Ярослав — Святославич Муромский — родоначальник муромо-рязанских князей, умерший в 1129 г. Из летописей известны только его сыновья, поэтому трудно отдать предпочтение кому-то из двух Ярославов. По нашему мнению, учитывая непростые отношения между детьми Ярополка и Святополка Изяславичей, происхождение Софьи остается спорным [12, стб. Еще один спорный пример — брак дочери Андрея Боголюбского и вщижского князя Святослава Владимировича [12, стб. Если это Всеволодковна, внучка Мономаха, то это также 6-я степень. Однако мы точно не знаем, в браке с кем рожден вщижский князь. Вообще, трудность определения родства князей по женской линии связана именно с этим обстоятельством. Помимо упомянутых в летописях браков князей могли быть и другие, как можно представить на примере доказанного брака Мстислава Ростиславича Храброго с дочерью Ярослава Осмомысла, не отраженного летописями [14, с. Рюриком Ростиславичем. Во-первых, сам князь был повторно женат, вероятно, на троюродной сестре, дочери туровского князя Юрия Ярославича и другой Всеволодковны [8, стб. Во-вторых, его дочь Предслава стала женой троюродного брата волынского князя Романа Мстиславича [8, стб. По крайней мере, у нас нет оснований отрицать данное родство, как это можно прочесть [ 6 ]. Этот печально окончившийся пример близкого родства можно было считать случайностью, однако еще одна дочь Рюрика вышла замуж за своего троюродного брата Глеба Святославича 1182 г.

Статьи по теме

  • ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ | Русь Изначальная
  • Семейное право в Древней Руси.
  • Что такое династический брак? - История
  • Основные характеристики
  • Европа и Древняя Русь: династические браки.
  • Похожие презентации

Принцип вступления в брак на Руси: таблица

Расторжение брака было редким явлением, возможным лишь в случае измены или вдовства одного из супругов. Вступать в повторный брак могли только люди невиновные в распаде семьи. Жениться и выходить замуж, можно было не более трeх раз. Начало долгого разговора о брачных союзах дома Рюриковичей и о том, что это может дать для понимания исторического процесса. в 12-летнем возрасте. Поощрялись ли в старину неравные браки. Узнать, как на Руси относились к неравным бракам: с большой разницей в возрасте или положении (сословии), между людьми разной веры. 3. Пример: политические цели (династические браки — это браки между представителями правящих династий разных государств. Ярослав Мудрый при помощи династических браков стремился укрепить положение на Руси.

Династический брак

Несомненно, элементы двоевластия проявились в статье Русской Правды, по которой дети от умершей первой жены должны были получать ее имущество, хотя бы отец дал его второй жене. Когда рассматривался вопрос о личных и имущественных отношениях супругов, была процитированы статья о том, что жена и дети обвиненного в разбое подлежали потоку и разграблению. Тогда был сделан вывод, что супруги находятся в полной личной и имущественной зависимости. Теперь надо сделать подобное заключение в отношении детей. Летописи и другие источники, говорят, что родители продавали своих детей. Так как первое запрещение продавать детей появляется только в XIV в. Очень много источников говорит о том, что отцу принадлежало право наказывать своих детей. Насколько широк был объем этого положения, показывает изречение «Аже любешь своего сына, то сокруши ему ребра». Летописи и другие источники говорят, что отцы распоряжались брачной судьбой своих детей: женили сыновей и выдавали замуж дочерей по своей воле.

Наличие особого имущества у детей вовсе не означает их право на судебную охрану от притязаний их родителей на это имущество. Статья Устава князя Владимира говорит не о судебных тяжбах между родителями и детьми, а между братьями, если умрет кто-то из братьев или между детьми, если умрет кто-то отец. Дошедший до нас материал, относящийся к опеке, в частности статьи Русской Правды, свидетельствует о развитии норм опекунского права. В Русской Правде проводятся такие черты опекунского права, как вознаграждение опекуна за его деятельность, установление ответственности. Русская Правда говорит довольно подробно об опеке матери, сначала в статье 84, затем в статье 92. Эти статьи имеют ввиду случаи, когда после смерти отца, раздела оставшегося после него имущества не происходит. Русская Правда предусматривает случаи, когда опекуном был отчим. В ней нет статей, которые бы запрещали отчимам быть опекунами пасынков.

Она ограничивается обязательством возместить все убытки, которые пасынок мог понести во время опеки. Что касается времени прекращения опеки, то оно определяется в Русской Правде не достижением определенного возраста, а «до надеже возмогуть», то есть достижением зрелости. Русская Правда не упоминает, того, какие учреждения ведали делами опеки. Поскольку по Уставу князя Владимира делами о наследстве ведала церковь, то логично предположить, что духовенство ведало и опекой. Индивидуальные и групповые автопоилки : для животных. Схемы и конструкции... Механическое удерживание земляных масс : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций... Исключительное право сохранено за автором текста.

Сводя брачные узы, династический брак играл важную роль в формировании и развитии Русского государства. Он способствовал укреплению центральной власти, установлению международных связей, сближению культур и передаче наследства. Вместе с тем, династический брак навязывал ограничения в выборе партнера и не всегда учитывал личные чувства и интересы супругов. Происхождение династического брака Происхождение династического брака на Древней Руси связано с формированием государственности и установлением постоянных правителей в различных регионах. В условиях частых конфликтов и внутренних раздоров, династический брак стал одним из инструментов, способствующих укреплению власти и обеспечению стабильности на русских землях.

В древнерусских государствах династические браки часто заключались между княжескими династиями, с целью установления союзов и противостояния общим врагам. Такие браки помогали смягчить конфликты и создавать благоприятные условия для экономического и политического развития каждого из государств. Происхождение династического брака на Древней Руси также связано с религиозными и культурными традициями того времени. Брак являлся не только политическим актом, но и ритуалом, символизирующим объединение двух династий и их народов под одной вершиной власти. Таким образом, происхождение династического брака на Древней Руси можно объяснить его важной ролью в укреплении взаимоотношений между правящими династиями, установлении мира и стабильности на русских землях, а также сохранении традиций и культуры древнерусского народа.

Отсюда прозвище его сына Владимира, который, в свою очередь, был женат на английской принцессе Гите. В 1309 году умер первый московский князь Даниил Александрович, после чего правление перешло в руки его сына Юрия. Не прошло и года, как Юрий Данилович уже спорил с князем Михаилом Тверским за великокняжеский престол Владимирский и был вынужден отступить, так как у последнего было больше средств и возможностей для подкупа ордынских сановников. Юрий Данилович, однако, не оставлял надежды на получение ярлыка. В 1317 году он решил породниться с ханом Золотой Орды Узбеком и взять в жены его сестру Кончаку. Привезенная в Россию невеста приняла православную веру и получила имя Агафья.

Долгожданный ярлык стал свадебным подарком московскому князю от хана Узбека. Кроме того, некоторые историки считают, что Узбек подарил Юрию Даниловичу еще один подарок, а именно знаменитую шапку Мономаха. По одной из версий, головной убор был женским и принадлежал Кончаке.

При этом наша Всеволодковна не теряет связи не только со своим сыном от первого брака, но и со всей семьей покойного мужа.

Ее новый супруг, Башкорд, в нужный момент приводит на помощь своему пасынку и его дяде, который борется за власть над Киевом, 20 000 человек. Тогда-то он и именуется отчимом юного князя. От всей ситуации в целом веет чем-то, так сказать, сугубо скандинавским, и так и хочется вообразить, что это вот-вот войдет в обычай, и отчимы, к примеру, станут сажать на престол пасынков, как это бывало у норвежцев, датчан или шведов. Однако ничего подобного, повторюсь, не происходит.

В матримониальной стратегии Рюриковичей возможны самые разные повороты и комбинации — овдовевший князь как правило, хотя и не всегда , женится вторично; князья могут вступать в брак со вдовами иностранных правителей; более того, русская княжна, если ее выдали замуж за границу, овдовев, легко может заключить союз со следующим иностранцем. Создается впечатление даже, что они проделывают это с какой-то особой охотой. С этими княжнами, если они после смерти первого мужа не возвращались на родину, по-видимому, срабатывал эффект «отрезанного ломтя» — организация их дальнейшей брачной жизни уже не входила в компетенцию русской родни. Характерно также, что в Древней Руси некняжеским вдовам отнюдь не возбранялось снова выходить замуж, о чем мы хорошо знаем из «Русской Правды».

Откуда же взялась эта дискриминация овдовевших княгинь? Скажу коротко, что здесь свою роль, по-видимому, тоже сыграл семейный прецедент, когда Владимир Святой, еще будучи язычником, «залеже жену братьню» то есть вдову убитого им брата Ярополка , от чего родился Святополк Окаянный. Однако здесь не обойдешься без рассмотрения библейских левиратных браков и их осмысления в русской книжности. На рассказ о них требуется время, и я не буду останавливаться на этом, а попытаюсь показать, на ком еще нельзя было жениться русскому князю.

Близкородственные браки в династии Рюриковичей домонгольской поры Запрет на вдов — это уникальная черта русской династии. Но при этом князья так или иначе соблюдали и более общие церковные ограничения, касающиеся браков. Как же было устроено это «так или иначе»? Как достигается компромисс между политическими интересами, родовыми обычаями и каноническими предписаниями?

С точки зрения стратегии власти очень выгодны были браки внутридинастические, когда Рюрикович женился на Рюриковне. Однако церковь, как известно, налагает запреты на союзы между слишком близкими кровными родственниками. Сами по себе эти письменные и, казалось бы, твердо определенные правила не так уж определенны и тверды. Ни Евангелие, ни первые Вселенские соборы, ни древние отцы церкви никак специально не запрещали, например, женитьбу на троюродных.

Подобные ограничения сложились в церковной традиции позже и потому были подвержены всякого рода толкованиям, изменениям во времени и варьированию. Так, в 12 веке в Византии для брака стали запретны семь степеней родства, а на Руси оставались неразрешенными всего лишь шесть, то есть князю нельзя было жениться, например, на троюродной сестре или внучке своего кузена, а византийскому императору еще и на дочери своей троюродной сестры. При этом в обеих традициях срабатывал эффект «последнего вагона». Как известно при железнодорожных катастрофах чаще всего страдает последний вагон поезда, поэтому некоторые рационализаторы советовали отцеплять его заранее и оставлять на станции.

Так вот большинство нарушений приходится на последнюю из запрещенных степеней — в Византии на 7-ю степень, а на Руси — на 6-ю. То есть, попросту говоря, князьям все-таки иногда случалось жениться на троюродной или, иными словами, соблюдение этой нормы, как и в других правящих домах, было достаточно последовательным, но все-таки не абсолютным. На европейской почве сложилась даже своеобразная практика манипуляции брачным правом, когда сперва запрет нарушался, а потом, когда в таком браке отпадала политическая необходимость, заинтересованная сторона как будто спохватывалась и инициировала дело о разводе по причине вдруг открывшегося родства между супругами. Русь вплоть до начала XIII века таких ухищрений не знала — нарушили правила, так уж и живут в нарушении.

На весь массив внутридинастических браков мы находим только четыре случая браков между троюродными. Как же эти княжеские пары решились на то, что запрещала церковь? Если мы бросим взгляд на истории женитьбы князей Святослава Владимировича Вщижского, Рюрика Ростиславича, Глеба Святославича и Романа Мстиславича — а это и есть наши нарушители — то мы найдем в них массу частных сходств. Во-первых, всегда есть очень высокая политическая необходимость такого брака и она прямо и непосредственно объясняется в летописи.

Во-вторых, часто мы находим разные смягчающие обстоятельства: то князь — сирота, и некому с его стороны следить за генеалогическими подсчетами, то митрополита нет на Руси или он только что приехал и не успел разобраться в обстановке. Однако подобные частные объяснения покрывают не все примеры и при желании могут быть подобраны практически к любому браку. По-видимому, здесь вновь в дело вмешался пресловутый семейный прецедент. В этих браках один из супругов — всегда прямой потомок, внук или правнук, одного и того же лица, Агафьи Владимировны, дочки Мономаха см.

Когда-то одному из ее внуков, Святославу Вщижскому, тому самому пасынку половца Башкорды, в действительно совершенно особых обстоятельствах, в осажденном городе, пришлось просить руки своей троюродной сестры, дочери могущественного Андрея Боголюбского. От будущего тестя он немедленно получал спасительную военную помощь.

Брачная (династическая) дипломатия в Киевской Руси

Считаем, необходимым выяснения данного факта, поскольку это имеет значение для дальнейшего исследования династических браков. Также предлагаем рассмотреть основные понятия данного исследования. Итак, династический брак представляет собой союз между мужчиной и женщиной разных королевских династий. Целью династического брака было непосредственное объединение двух династий разных стран для укрепления межгосударственных отношений. Династический брак преследовал своей целью также следующие аспекты: Усиление роли страны на международной арене; Улучшение экономических и политических связей страны; Укрепление военной сферы страны и поиск военных союзников. Отличительной особенностью династических браков являлось то, что они заключались с представителями одной религии. Однако, если религия невесты не соответствовала религии будущего мужа, ей необходимо было принять религию мужа.

Это имя впоследствии стало традиционным династическим именем французских монархов [4, с. Не сам правитель, а его жена подарила одному из самых известных королевских домов одно из самых популярных и престижных имен. Княжеских дочерей и сестер выдавали замуж и отправляли в другую страну. В основном это были следующие направления: Половецкая степь, Норвежское и Шведское королевства, Священная Римская империя, королевство Венгрия, Византийская империя и королевство Польское [5, с. Одним из самых известных династических браков Руси является брак между князем Владимиром Святославичем и Анной, византийской царевной из Македонской династии. Как известно, князю Владимиру была обещана рука царевны за помощь Византии при восстании полководца Варда Фока. Русский князь выполнил свою часть договора и подавил восстание, но обещанного не получил. План Византии был таков: обезопасить себя от врагов и от набирающей силы языческой Руси, но при этом сохранить порфирородную царевну. Вполне возможно, что правитель Византии хотел подготовить ей более достойную партию, например, одного из правителей Европы. Однако их план был разрушен. Князь Владимир не хотел мириться с подобным и направил свои войска в Херсонес и взял его в осаду. С его требованиями пришлось мириться, но было выдвинуто одно условие - князь должен принять православие. После необходимых обрядов Владимир уже вместе с Анной вернулся на родину и затем крестил всю Русь. С этого момента Русь еще не отвергла язычество, но сделала огромный шаг к принятию православия как общей веры, что не могло не укрепить связи внутри страны. Князь Владимир породнился с византийскими императорами и стал равным им; экономические и политические связи Руси значительно расширились. Анна способствовала распространению христианства на Руси. По ее инициативе построены храмы, в том числе и известная Десятинная церковь. Из Византии вместе с ней приехали многочисленные богословы. Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославича и княжны Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогво-лода, вел эффективную внешнюю политику. Именно при нем Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета и получила международное признание. Для этого князь использовал все возможности для заключения династических браков с разными королевскими домами Европы. Всего у Ярослава было девять детей. Дочь Ярослава Анастасия вышла замуж за венгерского герцога Андрея. Он, спасаясь бегством от преследований, бежал в Киев, а в 1046 году вернулся в Венгрию уже со своей женой и стал там править. В 1060 году Андрей потерпел поражение от своего брата Белы и скончался. Анастасия вместе с сыном вынуждена бежать к правителю Германии Генриху IV, но благодаря своему уму и выдержке ей удалось вернуть трон сыну. Дочь Ярослава Мудрого занималась управлением страны в последние годы жизни мужа и при сыне. Она основала в Венгрии несколько православных монастырей [6, с. О ее жизни мало упоминается в русских летописях, но много говорится в норвежских сагах. Будущий король Норвегии, как и муж Анастасии Ярославны, был изгнанником на своей родине и бежал сначала в Швецию, а потом в Киев. По свидетельству саг он сватался к Елизавете, или как ее называли в Норвегии Эллисиф, но получил отказ, поскольку не имел государства и не был достаточно богат. Харальд остался на службе у Ярослава Мудрого, а затем направился служить к византийскому императору. На службе он подавлял бунты, участвовал Династические браки Европы и Руси в различных военных экспедициях. У него появилось достаточно богатств и он вернулся в Киев. Саги свидетельствуют, что Харальд действительно любил Ярославну, а на обратном пути из Византии в Киев написал ей 16-строчную балладу. Вернувшись из странствия, Харальд смог добиться руки Елизаветы. С 1046 года он вступил в борьбу за норвежский престол и стал королем.

Княжеские заключали браки не только ради политических целей, но и с целью укрепления своего социального статуса. Брак с принцессой из высокого рода поднимал князя на новый уровень и повышал его авторитет в глазах подданных. Таким образом, династический брак в Древней Руси был не просто личным событием, но важным элементом политической игры и решения государственных вопросов. Он влиял на укрепление и расширение власти династии, создание союзов и изменение социального статуса князя, а также на общую стабильность и выживание государства в сложных исторических условиях. Определение династического брака в Древней Руси Династический брак часто заключался между членами разных династий или между княжескими семьями разных территорий. Он имел важное значение для установления мирных отношений, предотвращения конфликтов и создания благоприятных условий для взаимодействия и сотрудничества между княжествами. В контексте династического брака в Древней Руси, князья и княжеские дочери выдавались замуж за княжеских претендентов на престол или важных политических союзников. Это позволяло укреплять связи между княжествами и создавать благоприятные условия для политического влияния, торговли и международных отношений. Одним из ярких примеров династического брака в Древней Руси был брак князя Владимира Великого с греческой принцессой Анной, который привел к заключению союза между Киевской Русью и Византийской империей. Такие браки имели огромное значение для государственной политики и стабильности в регионе. Основные функции династического брака Династический брак, или брак между членами разных княжеских династий, выполнял несколько основных функций в Древней Руси. Этот тип брака имел важное значение для укрепления политических союзов, сохранения власти княжеских династий и урегулирования внутригосударственных конфликтов. Прежде всего, династический брак служил средством закрепления и расширения влияния княжеских династий. Через браки между представителями разных династий князья укрепляли личные и политические связи, формируя сильные союзы. Это позволяло им более успешно сопротивляться внешним угрозам и бороться за расширение своей территории и влияния. Кроме того, династический брак способствовал сохранению власти внутри династии.

Здесь они обучались «писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным занятиям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие…» После смерти митрополита Иоанна II именно ей отец и брат поручили сложную дипломатическую миссию — снарядить посольство в Византию и выбрать подходящую кандидатуру на место главы Русской церкви. То, что после неудачного похода на Византию авторитет киевского князя только рос, подтверждают и другие династические браки, которые буквально пронизывали всю Европу и связывали европейские правящие династии с Русью. Как мы помним, два брака, в 1039 и 1043 годах, породнили русский и польский дворы. В 1043 или 1044 году княжна Елизавета Ярославна вышла замуж за конунга Харальда, который благодаря мудрым советам Ярослава стал единовластным правителем Норвегии. В 1046 году еще одна дочь Ярослава, Анастасия , стала женой наследника венгерского престола герцога Андрея, который вот уже несколько лет жил изгнанником на Руси. Как раз в это время венгерская знать отправила в Россию посольство, предложив герцогу вернуться и занять престол, сместив немецкого ставленника Петера, против которого народ поднял восстание. Андрея князь Ярослав поддержал не только советом, но и военной силой. В 1051 году он еще раз предоставил зятю войско а наряду с ним и польский зять Ярослава, Казимир I , чтобы противостоять вторжению немецких сил.

Династические браки Древней Руси

Академия Арзамаса решила потроллить хуторян и запостила правильную карту Руси XI века. Это интерактивная карта династических браков, на которой видно, куда уезжали к мужьям русские княжны и из каких стран брали себе невест русские князья. О форме брака достаточно определенно высказывается Повесть временных лет. Отношения к браку и семье летописца определялось нормами христианской этики. Это объясняется тем, что с момента принятия христианства философия истории на Руси задавалась библейской. Церковное венчание, введенное на Руси в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам. В XII веке в Уставе Владимира Святославовича давалось право именно церкви утверждать законность браков. в 12-летнем возрасте. По достижении брачного возраста, родители юноши начинали поиск невесты.

Династические браки в период 10 11 века. Междинастические браки в Древней Руси

Дочь свою он назвал Малушей, а сына - Добрыней, как производное от имени своей жены, чешской принцессы Добравы. Поэтому Добрыня в дальнейшем Добрыня Никитич - не только русский князь, но и прирожденный принц крови Чешского королевского дома то есть чешской правящей династии , которого должны были величать "Его Королевское Высочество". Но есть еще одна, наверное, самая главная черта династического права: наследником в своей стране или в своем доме становился только старший сын. Данное правило описывается еще в библии в отношении продажи первородства Исавом Иакову. Если были еще земли, то они раздавались другим сыновьям. В федеративной Киевской Руси таких земель хватало для детей монарха первой коронной земли то есть Полянского княжества. Но в княжествах имелись другие лица, которые тоже хотели княжить, что и приводило периодически к междуусобицам, когда центр оказывался слабым. А это происходило тогда, когда умирал отец - князь коронной земли, а сыновья начинали передел власти.

Во времена Ордынского ига на Руси князья ради покровительства татарского хана, вассалами которого они являлись, женились на его дочерях или сестрах. Князь смоленский Федор Ростиславич Чёрный вынужден был жениться на дочери хана Тулабуга, получив в приданое общим числом "36 градов". В 1318 году московский князь Юрий Даниилович, женившись на сестре хана Узбека Кончаке, получил от хана ярлык на великое княжество Владимирское. Этот брак поднял авторитет московской династии, что впоследствии способствовало централизации власти вокруг Москвы. Брак Иоанна III на племяннице последнего Византийского императора Константина Палеолога Софии в 1472 году привел к укреплению власти русского князя, расширению торгово-экономических отношений Руси и Запада. И, несмотря на намерения Папы Римского подчинить Русь католическому влиянию, государство осталось верным преемником Византии, как в религии, так и в культуре. Это было на руку прусскому императору Фридриху II, который, ведя с Россией войну, терпел поражение.

Но немецкая принцесса избавилась от своего слабохарактерного мужа и превратилась в великую русскую императрицу-патриотку своей новой родины. Вышеизложенные исторические факты подтверждают то, что династические браки являлись своеобразной стратегией и тактикой, политической хитростью в достижении целей и решении некоторых проблем русской дипломатией, а также способствовали возвышению русского двора в глазах европейских монархов. Как вы ведете себя при стрессе?

А в бесконечной, не прекращающейся ни на минуту междоусобной борьбе внутриродовые браки были очень выгодным средством объединения против врага и укрепления своих позиций. Что касается разводов, конечно, в то время они считались вещью неслыханной и осуждались, но прецеденты все же были.

Основная сложность заключалась в том, что даже церковь не была в состоянии официально брак упразднить, если на то не было из ряда вон выходящих причин. Но князья, желавшие избавиться от неугодных жен, все же находили способы освободить себя от опостылевшего союза. Встав во главе государства, великий князь Ярослав I настойчиво продолжал внешнюю политику своего отца и деда, скрепляя военные победы династическими браками детей, но при этом совершенствовал методы ее проведения в переговорах, в соответствии с нараставшей хозяйственнойу военной и политической мощью страны. То, что после неудачного похода на Византию авторитет киевского князя только рос, подтверждают и другие династические браки, которые буквально пронизывали всю Европу и связывали европейские правящие династии с Русью. Как мы помним, два брака, в 1039 и 1043 годах, породнили русский и польский дворы.

В 1043 или 1044 году княжна Елизавета Ярославна вышла замуж за конунга Харальда, который благодаря мудрым советам Ярослава стал единовластным правителем Норвегии. В 1046 году еще одна дочь Ярослава, Анастасия, стала женой наследника венгерского престола герцога Андрея, который вот уже несколько лет жил изгнанником на Руси. Как раз в это время венгерская знать отправила в Россию посольство, предложив герцогу вернуться и занять престол, сместив немецкого ставленника Петера, против которого народ поднял восстание. Андрея князь Ярослав поддержал не только советом, но и военной силой. В 1051 году он еще раз предоставил зятю войско а наряду с ним и польский зять Ярослава, Казимир I , чтобы противостоять вторжению немецких сил.

В конце 1040-х -начале 1050-х годов был заключен самый известный в Древней Руси династичекий брак. Дочь Ярослава, Анна, стала женой французского короля Генриха I. В отличие от других союзов, этот изначально не имел политической подоплеки. Страны находились далеко друг от друга, и их интересы практически не пересекались. Однако это был еще один шаг к укреплению авторитета Киева в Европе.

Король Франции, для которого этот брак стал третьим, искал невесту на Руси, так как все европейские принцессы были с ним в родстве. Не исключено, что до него дошли рассказы о необыкновенной красоте, уме и образованности дочерей Ярослава. Инициатива исходила именно от Генриха I. Он отправил в Киев посольство с дарами и са мыми лучшими своими дипломатами. Свое поручение они выполнили и вернулись с необыкновенной невестой.

Анна сразу снискала уважение среди подданных, ее образованностью, благочестием и государственным умом восхищался даже папа Николай II. Анна родила четырех детей. Старший сын, Филипп, стал следующим королем Франции, и как прежде королева подписывала самые важные документы вместе с мужем, так теперь она ставила подпись вместе с сыном. На свои средства Анна основала монастырь Святого Винцента под Парижем, где и поселилась, когда овдовела. Она была молода и вышла замуж еще раз, за графа Рауля де Валуа, которого не остановило даже отлучение от церкви.

Овдовев второй раз, королева вернулась ко двору сына. Последняя грамота, подписанная ее рукой, относится к 1075 году. Династическая политика Ярослава Мудрого получила известность благодаря бракам его дочерей. Княгиня Елизавета Ярославна приглянулась норвежскому принцу Гарольду впоследствии ему дали прозвище Суровый , который в юности служил ее отцу. Однако, Ярослав Мудрый не хотел выдавать дочь замуж за воина, не имевшего ни богатства, ни власти.

Гарольд не сдавался и записался наемником к императору Михаилу IV Пафлагонскому. Его служба щедро оплачивалась и в 1043 году Ярослав наконец одобрил их брак, весной молодожены уехали на север. Гарольд примирился с племянником Магнусом, который правил Норвегией в то время. После смерти Магнуса в 1047 году Гарольд взошел на престол, но на этом не остановился. Елизавета Ярославна сопровождала мужа во всех боевых походах.

Когда Гарольд решил покорить Англию, его жена и две дочери выздоровели вместе с ним в долгом путешествии. Удача была на стороне Гарольда до 1066 года: в битве при Стэмфорд-Бридж он был смертельно ранен в шею.

Последнего обычно считают сыном Давыда Игоревича. Такая трактовка является ошибочной. Не вдаваясь здесь в аргументацию, которая приведена в другой статье, отметим, что, по нашему мнению, Всеволодко — сын племянника Давыда Игоревича Мстислава Всеволодовича [11, с. Это также 7-я степень родства рис.

Рисунок 4 — Предполагаемая схема родства Агафьи Владимировны и Всеволодка Причем обратим внимание, что брак заключен между троюродной тетей и племянником. Подтверждение такому возможному соотношению сторон в XII в. В 20-е гг. XII в. Здесь мы снова имеем дело с 7-й степенью родства рис. Мы знаем из «Поучения» князя о его религиозности и соблюдении церковных правил [12, стб.

К тому же, как грек по матери, он знал о византийской традиции. Тем не менее князь допустил подобные браки своей семьи. Очевидно, однако, что в описываемый период для древнерусских князей позволительной для внутридинастического брака являлась 7-я степень, то есть браки между троюродными дядями тетями и племянниками племянницами. Что касается якобы известия о браке Святослава Давыдовича и Анны Святополковны 6-я степень , то это сообщение Н. Баумгартена, хотя и принимается историками, но остается предположением [13, p. Вообще, как можно будет убедиться ниже, некоторые признанные в научной литературе внутридинастические браки Рюриковичей остаются на самом деле дискуссионными.

Следующая группа наиболее близкородственных браков, все более расходящихся в родстве Рюриковичей, не менее интересна, так как они заключаются уже внутри отдельных линий Ярославичей. Это обстоятельство значительно увеличило частоту союзов между князьями, однако правило долгое время действовало прежнее. Показательны два примера внутри Мономашичей и Ольговичей. Это брак 1187 г. Рисунок 7 — Схема родства Давыда Ольговича и дочери Игоря Святославича Оставляя за скобками вероятные причины таких союзов внутри линий Ярославичей, обратим внимание на браки троюродных теток с племянниками. Как нетрудно заметить, этот факт не смущал древнерусских князей.

Для девушки союз с мужчиной часто был единственной возможностью получить социальную защиту и сохранить хорошую репутацию. Мужчина при этом почти всегда получал богатое приданое, а иногда и земли, которые принадлежали семье жены. И всё же считается, что прежде всего брак был необходим женщине: хозяйство, во главе которого она становилась, и последующее материнство были единственными сферами жизни, где она могла себя реализовать. Скажем, по Кодексу Наполеона женщина не имела права заключать никакие договоры купли-продажи без письменного разрешения мужа на трату денег», - говорит Иван Давыдов.

В дальнейшем, конечно, эта норма была пересмотрена и аннулирована, но если мы будем читать Кодекс Наполеона, мы увидим, что там эта норма сохраняется, дальше идёт пометка, что она не применяется, и в конце Кодекса появляется новая фраза, которая регулирует уже современное положение женщины, а именно её полное равноправие с мужем. Но в одном женщина не могла добиться равенства с мужчиной: на протяжении всего периода существования института брака ей приходилось мириться с неверностью мужа. Адюльтеры, может быть, не всегда прощались, но браки не распадались. Все потому, что развод был непозволительной роскошью.

Без препятствия женщина могла получить его, только если собиралась до конца дней посвятить себя служению Церкви. Такое право было закреплено за женщиной и во времена Римской Империи, и в средние века, и в эпоху Просвещения. Скажем, она имела право свободного передвижения по городу и вне города, если это было связано с её уже христианской миссией. Понятно, если она давала обет вечного затворничества уже в монастыре, тогда её будущая жизнь в монастыре мало чем отличалась от супружеской жизни », - утверждает Давыдов.

Питер Брейгель. Крестьянская свадьба Чёрные вдовы Освободиться от бремени неудачного брака можно было и в случае внезапной кончины мужа. В этом случае вдовы получали свободу и даже возможность повторно выйти замуж. Некоторые жёны умело пользовались этим правом, решаясь на убийство своих мужей.

Чёрные вдовы - именно так называли таких женщин. Например, итальянка Теофания Ди Адамо была представительницей целой древней династии отравительниц. Как и все её родственницы, она занималась производством ядов под видом косметических средств - одеколонов и пудрениц. Во Франции же самой известной чёрной вдовой была маркиза де Бренвилье.

Она отравила не только своего мужа, но и отца, двух братьев, сестру и даже нескольких своих детей. Одно из самых известных отравлений XIX века также произошло во Франции. В 1840 году Мари Лафарж отравила мужа мышьяком, но была поймана и осуждена. Дело Лафарж стало первым в мировой судебной практике , когда обвиняемой вынесли приговор на основании токсикологической экспертизы.

Конечно, на преступление решались далеко не все. Многие женщины пытались получить развод официально. Как правило, эти попытки заканчивались ничем. Развести супругов в то время могла только Церковь, но она была в этом не заинтересована.

О причинах этого есть разные мнения среди исследователей, но главное - это то, что Церковь стремится придать браку характер нерасторжимый: утверждалось, что брак носит нерасторжимый характер, и Церковь очень тщательно следила за исполнением тех условий, выполнение которых было необходимо для заключения брака. И зачастую Церковь участвовала, непосредственно отслеживала ситуацию внутри самого брака», - говорит Иван Фадеев. Казалось бы, в таких вопросах больше шансов было у аристократов с их деньгами, связями и титулами, но и королевам не удавалось расторгнуть брак. Духовная власть предпочитала закрывать глаза даже на вопиющие случаи.

Не в силах больше терпеть издевательства мужа, княгиня обратилась к духовенству с мольбой освободить её от этого союза. Адриен Моро. После свадьбы «У Церкви должна была быть санкция на развод, какой-то повод, она не может взять, просто так развести людей, во всяком случае в ту эпоху. Вот Церковь устроила что-то вроде слушаний об этом.

И эти слушания носят зачастую почти порнографический характер, потому что она говорила о вещах чудовищных действительно. Мы не знаем до сих пор, что из того, что она говорила, правда, а что - нет, у меня нет роли арбитра, чтобы судить, что - правда, а что - нет, и, конечно, сердце моё склоняется всё-таки к русской княгине, а не к императору Генриху. Но, тем не менее, в чём-то она его, может быть, и оболгала, потому что настолько чудовищно там и черная месса, и содомия, и всё, что угодно », - рассказывает Федор Успенский. Этот брак так и не был расторгнут.

Аристократы получали одобрение на развод только в случае, если супруги доказывали, что состоят в близком родстве. К примеру, если они приходились друг другу троюродными или четвероюродными братьями и сёстрами. А вот измена супруга никогда не считалась веской причиной для аннулирования брака. Такое поведение даже не осуждалось в обществе.

Стать поводом для осуждения неверность могла только в том случае, если в ней уличали жену, особенно если такое происходило в средневековой Европе. Прелюбодеяние, как известно, было тяжким преступлением и смертным грехом. Но даже когда адюльтеры становились достоянием гласности, духовная власть склонна была винить в этом в первую очередь женщину. Блудницы и искусительницы Для Средневековья вообще было характерно особое отношение к слабому полу: каждая женщина, прежде всего, была воплощением зла, блудницей и искусительницей.

Мужчина же часто был жертвой, невольно соблазнённой её прелестями. При этом обвиняемая в соблазнении могла быть вовсе не соблазнительной, но для вердикта Церкви это значения не имело. Блудницу могли очень жестоко наказать. Это орудие пыток называется «железная дева».

Она устанавливалась в центре городских площадей на всеобщее обозрение, чтобы горожане знали, какая незавидная судьба ждёт прелюбодеек. Затем саркофаг закрывали, и шипы пронзали её туловище. Шипы сделаны так, что не задевают её жизненно важных органов, чтобы промучилась подольше», - говорит Валерий Переверзев. История происхождения этого чудовищного орудия пыток довольно таинственная.

Никто в точности не знает, где когда и кем был изобретён этот металлический саркофаг. А главное - каким целям он изначально служил. В летописях европейских столиц о «железной деве» упоминания почти нет, а те сведения, которые всё же находят, весьма обрывочны и запутаны. Василий Максимов.

Опять же, слухи очень противоречивые. То есть вначале её используют как нечто закрытое такое, говорят, чтобы увидеть «деву», нужно пройти через семь подвалов, то есть открыть семь дверей, и затем уже можно с ней повстречаться. Но в том же раннем Средневековье есть свидетельства, что подобный саркофаг именно использовался и для неверных жён, в том числе, на Сицилии, скажем, в том же Палермо», - объясняет Переверзев. Неограниченные в правах средневековые мужья могли на законных основаниях контролировать интимную жизнь своих жён.

Благодаря таким приспособлениям, как пояс верности. Кстати, ключ изготавливался в единственном экземпляре. Таким образом, отправляясь к примеру в долгую поездку, супруг мог в прямом смысле запереть свою жену и получить стопроцентную гарантию её преданности. Ведь снять пояс без его согласия и участия было невозможно.

То есть, знаете, у щуки зубы очень гибкие, загнуты вовнутрь и очень острые. То есть в рот щуки что-то очень хорошо входит, а назад уже не выходит. Вот всем хочется, чтобы пояс верности был устроен по такому принципу, чтобы он не просто ограждал её от любовных утех, но чтобы он ещё и смог разоблачить, смог, так сказать, поймать прелюбодея», - говорит Валерий Переверзев. Железный пояс ранил кожу, провоцируя инфекционные процессы.

Многие жены мучительно умирали от болезней, так и не дождавшись своих мужей. Но в истории брака известны и другие способы применения пояса верности. Николай Неврев. Воспитанница «Некий Конрад Эйхштедт издает книгу в 1405 году, то есть начало XV века, книга, всего лишь навсего, о фортификационных сооружениях европейских.

То есть представьте, это всевозможные защиты стен городских, это всевозможные приспособления для отражения атак на эти стены, и так далее. И в этой книге он впервые зарисовывает пояс, который он видит во Флоренции, этот пояс носят флорентийки от нападения на них, от сексуальных домогательств», - рассказывает Переверзев. В древности общество было крайне патриархальным, и отношение к изменам во многом было навязано именно мужской психологией. Исследования учёных показали, в сознании мужчины его собственная неверность не воспринимается ужасным поступком, часто он вообще не склонен связывать свои похождения с серьёзными чувствами.

Близость с другой женщиной может быть лишь физиологическим актом, и не более того. Но если изменяют ему, то это уже расценивается не как безобидная шалость. И в этом случае есть своего рода угроза своему воспроизводству: агрессия, то есть посягательство на территорию, на будущее», - утверждает врач-сексолог, психотерапевт Евгений Кульгавчук. Кстати, такой механизм поведения был присущ мужчинам и в первобытные времена.

На заре человечества у мужчин и женщин уже были разные жизненные стратегии. Самка не торопилась с выбором партнера и проводила своего рода отбор, чтобы произвести здоровое и сильное потомство. Самцу же было важно как можно быстрее продолжить свой род, поэтому женщина воспринималась как собственность. При любом посягательстве на избранницу самец реагировал крайне агрессивно, он должен был жёстко отстаивать своё право на продолжение рода.

Суровые условия существования древних людей и краткая продолжительность жизни вынуждали их действовать решительно. Впрочем, особое отношение мужчин к изменам не означает, что женщина относится к ней проще. Как раз наоборот, во все времена измена была глубокой трагедией, которая переживалась тяжело и мучительно. Столь сильный эмоциональный ответ обусловлен физиологией.

Приём приданого по росписи «Во время сексуальных отношений у женщины больше вырабатывается окситоцина - гормона, отвечающего за привязанность. И женщина буквально врастает своей душой в своего избранника. И в этих случаях, конечно, разводы на психическом здоровье сказываются, потому что это бывают и реактивные депрессии, и тревожно-фобические расстройства, и, конечно, самооценка, очень часто бывает, падает существенно», - считает Евгений Кульгавчук. Уважение к женщинам И всё же на протяжении всей истории брака оскорбленные чувства жён мало кого волновали.

Как только девушка становилась законной супругой, она должна была полностью подчиниться воле мужа. Признаки матриархального общества можно встретить лишь на некоторых территориях обитания восточных славян. Из их древних обычаев следует, что к женщинам там относились с большим уважением, причём не только в браке, но и в обществе в целом. И даже кое-где, мне лично с этим приходилось встречаться, есть отголоски таких древних достаточно по происхождению верований, когда мужчина, который достигал определённого возраста, скажем, где-то 60-65 лет, он уже был не нужен.

И нам очень часто рассказывали: «Вот, - говорит, - в прежние времена стариков лабанили». Их просто сажали на саночки, везли к оврагу, палкой так по лбу - и они в овраг этот на саночках их спускали», - рассказывает Екатерина Дорохова. Такие истории, конечно же, исключение из правил. Даже в эпоху Просвещения, когда женщины получили больше государственных прав и свобод, общественный этикет предписывал им терпеть неверность мужа.

Поэтому мы встречаем в мемуарах понятие как «ужасная обязанность жены», «ужасная обязанность супруги», - считает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории МосГУ Ольга Елисеева. Здесь происходила вот ещё какая печальная ситуация: женщина не имела права показать, что она знает. Если она показывает, что она знает о каких-то грехах своего супруга, то, как учили её многочисленные матушки, он будет уже делать это на твоих глазах, фактически. Фирс Журавлев.

Перед венцом Но не стоит думать, что женщина в браке всегда только проигрывала. Находясь в законных отношениях с мужчиной, она получала то, о чем мечтала с детства. Она получает фактически, она становится администратором всего этого немалого хозяйства. И недаром все, кто описывал русских женщин этого периода, пишут, что они жёстче мужчин, они гораздо жёстче.

Они умеют заставить свою челядь и своих мужиков слушаться себя. Мужчина практически всё время служит. Но, тем не менее, чаще всего, женщины остаются в поместьях.

Значение словосочетания «династический брак»

Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно; его было проще всего установить. Более сложным был вопрос об определении степени свойства. Свойство возникало посредством брака, в результате которого муж и его родственники считались в свойстве с родственниками жены и наоборот. Оно запрещалось до шестой степени включительно. Трудность установления степени свойства состояла в том, что многие родственники могли не поддерживать каких-либо контактов между собой и не знать о браках их дальней родни. Существовало еще одно условие препятствия к браку — духовное родство.

Духовное родство возникало путем крещения, когда один был крестным отцом или матерью, а другой крестником..

Позже приезжал жених на повозке украшенной лентами, цветами и колокольчиками. Перед домом ему приходилось пройти несколько препятствий, чтобы выкупить невесту отгадать загадки, отворить запертые двери, найти невесту среди переодетых девушек. Перед венчанием невесте расплетали косу в знак прощания с девичеством. Для того чтобы жить в согласии молодые должны были одновременно переступить порог церкви, вместе креститься и задувать свечи. По возращении с венчания, новобрачных встречали с караваем и в знак будущего благополучия осыпали деньгами, орехами и зерном. Все гости отправлялись на пир, который мог продлиться несколько дней. Оставшись наедине, молодожены выполняли древний ритуал: жена в знак покорности снимала с мужа сапоги. Если в первом сапоге находилась монета — брак обещал быть счастливым.

В последующие дни после свадьбы супруги ходили в гости к родственникам. Накрывались столы, устраивались игры и пляски. Это способствовало более тесному знакомству и скреплению отношений. Теперь жена оказывалась под полным контролем мужа. В то время как свободная девушка могла гулять в одиночестве, замужняя не имела права выйти в церковь без одобрения супруга или вести разговоры с посторонними. Затворнический образ жизни, которые вели женщины, являлся помехой для получения образования. Многие из них оставались неграмотными. Большая часть имущества семьи находилась в собственности мужа, на которые жена не имела никаких прав. Все что она имела — это приданное, полученное от родителей.

Поводы для развода были сведены к минимуму церковным уставом. Муж имел право подать на развод, если жена вела разгульную жизнь или покушалась на жизнь супруга. Если девушка оказывалась бесплодной, то ее отправляли в монастырь и мужчина мог заново жениться. По инициативе жены оснований для расторжения брака практически не было. Супружеская измена мужа не была поводом разрыва брака.

Глава семьи был мужчина.

Существовала раздельность имущества супругов. Основным имуществом женщины было приданное.

Есть еще одна, самая главная черта династического права: наследником в своей стране или в своем доме становился только старший сын. Данное правило описывается еще в библии в отношении продажи первородства Исавом Иакову. Если были еще земли, то они раздавались другим сыновьям. В федеративной Киевской Руси таких земель хватало для детей монарха первой коронной земли то есть Полянского княжества. Но в княжествах имелись другие лица, которые тоже хотели княжить, что и приводило периодически к междуусобицам, когда центр оказывался слабым.

А это происходило тогда, когда умирал отец - князь коронной земли, а сыновья начинали передел власти. Во времена Ордынского ига на Руси князья ради покровительства татарского хана, вассалами которого они являлись, женились на его дочерях или сестрах. Князь смоленский Федор Ростиславич Чёрный вынужден был жениться на дочери хана Тулабуга, получив в приданое общим числом "36 градов". В 1318 году московский князь Юрий Даниилович, женившись на сестре хана Узбека Кончаке, получил от хана ярлык на великое княжество Владимирское. Этот брак поднял авторитет московской династии, что впоследствии способствовало централизации власти вокруг Москвы. Брак Иоанна III на племяннице последнего Византийского императора Константина Палеолога Софии в 1472 году привел к укреплению власти русского князя, расширению торгово-экономических отношений Руси и Запада. Это было на руку прусскому императору Фридриху II, который, ведя с Россией войну, терпел поражение.

Но немецкая принцесса избавилась от своего слабохарактерного мужа и превратилась в великую русскую императрицу-патриотку своей новой родины. Известно, что ещё князья Киевской Руси из Династии Рюриковичей были связаны родственными узами с монархами Византии, Швеции, Польши, Венгрии, Англиии многих других стран. Многие, ныне царствующие Династии являются одновременно потомками как Рюриковичей, так и Романовых.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий