Хоровые концерты бортнянского

Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Композитор Бортнянский Д. – ноты для хора: сборник произведений и нот в библиотеке «Азбука певчих».

Хоровой Концерт Бортнянского

Изучение и осмысление произведений русской хоровой музыки XVIII в. на примере хоровых концертов Д. Бортнянского представляет собой значительный научный интерес. Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский.

Д Бортнянский Концерт Для Хора 32 D Bortnyansky Concerto For Choir 32 Скачать mp3

Вечная жизнь мелосного многоголосия Ю. Евдокимова Муз. Жабинский, К. Бортнянского на примере концерта 2 «Торжествуйте днесь» К. Зенкин Музыка в пространстве культуры: избр. Живов, В. Живов Разыскания в области истории русской культуры Язык. Культура : сб. Жигачева, Л. О проявлении сонатности в хоровой музыке на примере русской классической оперы : автореф.

Харьков: ХИИ, 1982. Жирмунский, В. Поэтика русской поэзии В. Задерацкий, В. Музыкальная форма: учебник для специализ. Захарьина, Н. Музыкальное время в песнопениях в честь успения Богородицы Н. Захарьина Музыкальная культура православного мира: Традиции. Земцовский, И.

О композиции русских «квинтовых» лирических песен И. Земцовский Вопросы теории и эстетики музыки: сб. Русская протяжная песня И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке И. Иванов, В. Хоровое творчество Д. Бортнянского: автореф. Киев: ИИФиЭ, 1973. Дмитро Бортнянський В.

КиГв: Муз. Украша, 1980. Ивченко, Л. Взаимодействие устной и письменной традиций в жанре канта Л. Ивченко Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: сб. Киев: Музична Украша, 1988. Игнатенко, Е. Чайковського: Стиль музичноТ творчост1: естетика, теор1я, виконавство. К 2004.

Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры. История полифонии: в 7 вып. М Музыка, 1996. История русской музыки в нотных образцах ред. История русской музыки. Левашева, Ю. Келдыш, А. История русской музыки: в 10 т.

Келдыш, О. Е Левашева. Доброхотов [и др. История русской музыки: учебник. Владышевская, О. Левашева, А. Казанцева, М. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий к постановке проблемы М. Казанцева Музыкальная культура православного мира: Традиции.

Калужникова, Т. Проявление попевочного принципа мышления в звуковысотной организации партесных произведений Т. Калужникова Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке: сб. Катуар, Г. Музыкальная форма: в 2 ч. Катунян, М. Музыкально-теоретические идеи и композиция эпохи барокко М. Катунян Музыка: науч. Катунян Sator tenet opera rota: Ю.

Холопов и его научная школа к 70-летию со дня рождения : сб. Кац, Б,А. Стань музыкою, слово! Кац, Б. Музыкальные ключи к русской поэзии: исслед. К соотношению музыки и текста в концерте М. Березовского «Не отвержи мене» Б. Кац Musicae ars et scientia: Паук. Келдыш, Ю.

Келдыш Сов. Очерки и исследования по истории русской музыки Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века Ю. Келдыш Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. С 174-199. Келдыш История и современность: сб. Кикнадзе, Л. Особенности стиля барокко в русской музыке Л. Кириллина, Л.

Бетховен и теория музыки его времени Л. Кириллина Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа: сб. Климовицкий, А. Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти А. Климовицкий Вопросы музыкальной формы: сб. М Музыка, 1966. Ковалевская, Е.

История русского литературного языка: учеб. Коловский, О. О песенной основе хоровых форм в русской музыке О. Коловский Хоровое искусство: сб. Конотоп, А. Культурный контекст А. Коротких, Д. Коротких Муз. Костюковец, Л.

Кантовая культура в Белоруссии: Массовые кантыгимны, лирические канты-псальмы Л. Минск: Высш. Кошмина, И. Русская духовная музыка: учеб. Жанры И. Кручинина, А. Композиция музыкально-поэтического текста в древнерусском чинопоследовании А. Кручинина Музыкальная культура православного мира: Традиции. Кудрявцев, А.

Восточнославянский кант: вопросы типологизации и генезиса А. Казань: КГК, 2003. Кулаковский, Л. Строение куплетной песни: Па материале народной и массовой песни Л. О русском народном многоголосии Л. Песня, ее язык, структура, судьбы на материале русской и украинской народной, советской массовой песни Л. Кушнарев, Х. О полифонии: сб. Тюлина, И.

Кюрегян, Т. Песни средневековой Европы Т. Кюрегян, Ю. М Композитор, 2007. Лаврентьева, И. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке И. Лаврентьева Вопросы музыкальной формы: сб. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений И. Лаул, Р.

Модулирующие формы: лекция по курсу «Анализ музыкальных форм» Р. Лебедева, О. Лебедева-Емелина, А. Лебедева-Емелина Муз. Ливанова, Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Ливанова Из истории музыки и музыкознания за рубежом. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г.

Лихачев, Д. Семнадцатый век в русской литературе Д. Лихачев XVII век в мировом литературном развитии: сб. Ноэтика древнерусской литературы Д. Лобанов, М. Новые значения старого термина М. Лобанов Сов. Лобанова, О. Об отражении интонационной структуры стиха в вокальном произведении: автореф.

Лозовая, И. Знаменный распев и русская народная песня О самобытных чертах столпового знаменного распева И. Лопатин, М. Русские народные лирические песни М. Лопатин, В. Нрокунин; под ред. Лотман, Ю. Структура художественного текста Ю. Анализ поэтического текста.

Структура стиха Ю. Лыжов, Г. Лыжов Старинная музыка: Нрактика. Реконструкция: материалы науч. М Нрест, 1999. Мазель, Л. Нрелюдия A-dur Шопена к вопросу о методе анализа музыкальных произведений Л. Мазель Исследования о Шопене. Строение музыкальных произведений: учеб.

Мазель Л. Форма Л. Мазель Муз. Анализ музыкальных произведений: учебник Л. Мазель, В. М Музыка, 1967. Мартынов, В. Игра, пение и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы В. Марченко, Ю.

Напев Ю. Марченко Восточнославянский фольклор: словарь науч. Минск: Навука i тэхнка, 1993. Медушевский, В. Христианские основания сонатной формы В. Медушевский Муз. Металлов, В. Духовно-музыкальные сочинения Бортнянского В. Медушевский Саратовские епархиальные ведомости.

Очерк истории православного церковного пения в России В. Репринт, изд. Сергиев Посад: Изд. СвятоТроицкой Сергиевой Лавры, 1995. Милка, А. Теоретические основы функциональности в музыке: исследование А. К вопросу о генезисе фуги А. Милка Теория фуги: сб. Михаиленко, А.

Фугированные формы в творчестве Д. Бортнянского и их место в истории русской полифонии А. Михайленко Вопросы музыкальной формы: сб. Михайленко, А. Новосибирск: ПГК, 1991. Музыкальная форма: учебник под ред. Музыкально-теоретические системы: учебник для историкотеоретических и композиторских факультетов муз. Холопов [и др. Музыкальный Петербург Энциклопедический словарь.

Е, Васильева. Михайлов, М. Стиль в музыке: исследование М. Назайкинский, Е. Логика музыкальной композиции Е. Стиль и жанр в музыке: учеб. Напев Муз. Орлова, Е. Лекции по истории русской музыки Е.

О традициях канта в русской музыке Е. Орлова Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. Оссовский, А. Оссовский Сов. Очерки по истории русской музыки: 1790-1825 под ред. Друскина и Ю. Памятники русского музыкального искусства. Панченко, A. Петраш, А.

Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты А. Петраш Вопросы теории и эстетики музыки: сб. Петровская, И. Петровская Критика и музыкознание: сб.

Однако он избирает местом постоянного жительства уже не Болонью, а другой важный культурный центр — Венецию, которая ещё с XVII столетия славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Петербурге.

Галуппи помогает молодому музыканту стать профессионалом, кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры — в Болонью к падре Мартини , в Рим и в Неаполь. Итальянский период был длительным порядка десяти лет и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа. Не раз в блестящих мелодиях арий или в инструментальных частях прослушивается чувственная напевная украинская лирика песен и романсов. После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты.

Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвященный событиям войны 1812 года. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским». Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1953 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры. После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений.

По реестру их было немало: «опер италианских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиан, арфы и прочих инструментов — 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были. Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины. О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне.

Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками: Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии хранятся в Публичной библиотеке. О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища.

Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвященный великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день. Дмитрий Степанович Бортнянский 28 октября 1751, Глухов, Черниговское наместничество - 10 октября 1825, Санкт-Петербург - русский композитор, дирижёр, певец. Воспитанник, позднее управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Наряду с М. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Сочинял также светскую музыку - оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли.

Биография Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в Глухове, Черниговский полк. По словам польского приходского священника Мирослава Цидыво, отец Бортнянского носил имя «Штефан Шкурат», происходил из села Бортне вар. Бартне и был лемком, однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» образованную от названия родной деревни. Дмитрий Бортнянский как и его старший коллега Максим Березовский в раннем детстве учился в глуховской певческой школе, но уже в семилетнем возрасте был принят в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Наряду с церковным пением он исполнял также и сольные партии в «эрмитажах» - итальянских концертных спектаклях, причём сначала в 11-12 летнем возрасте, по существовавшей тогда традиции - женские партии, позже - мужские. Благодаря рекомендации Бальтасара Галуппи семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию - «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства Венецию, которая ещё с XVII века славилась своим оперным театром.

В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Санкт-Петербурге.

Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты - «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа. После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. На этом посту проявил себя как энергичный администратор. Добившись в 1816 императорской привилегии осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки, Бортнянский занялся редактированием лучших образцов русского церковного многоголосия. Первым делом он издал во второй половине 1810-х гг. Сарти, Березовского, а также собственные хоровые концерты. В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты.

Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 года. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Санкт-Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1953 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры. Музыкальное наследие После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие - гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер итальянских - 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских - 30, хоров российских и итальянских - 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиано, арфы и прочих инструментов - 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были.

Ты гимны дивные писал Его нам в звуках начертал... Памяти Бортнянского Д. Бортнянский - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность. Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 названий - 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Русский музыкальный критик и композитор А. Серов писал, что Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». Однако при этом музыкальный язык Бортнянского национален, в нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского городского мелоса.

И это неудивительно. Ведь по происхождению Бортнянский украинец. Юность Бортнянского совпала со временем, когда мощный общественный подъем на рубеже 60-70-х гг. XVIII в. Именно в это время в России начинает складываться профессиональная композиторская школа. Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в шестилетнем возрасте в Певческую школу, а через 2 года отправлен в Петербург в Придворную певческую капеллу. Удача с детских лет благоприятствовала красивому умному мальчику. Он стал любимцем императрицы, вместе с другими певчими участвовал в увеселительных концертах, придворных спектаклях, церковных службах, обучался иностранным языкам, актерскому искусству. Директор капеллы М.

Полторацкий занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи - композицией. По его рекомендации в 1768 г. Бортнянский был отправлен в Италию, где пробыл 10 лет. Здесь он изучал музыку А. Скарлатти, Г. Генделя, Н. Иоммелли, сочинения полифонистов венецианской школы, а также успешно дебютировал как композитор. В Италии была создана «Немецкая обедня», интересная тем, что в некоторые песнопения Бортнянский ввел православные старинные распевы, разработав их на европейский манер; а также 3 оперы-seria: «Креонт» 1776 , «Алкид », «Квинт Фабий» обе - 1778.

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Петербург. Его сочинения, преподнесенные Екатерине II, имели сенсационный успех, хотя справедливости ради следует отметить, что императрица отличалась редкой антимузыкальностью и аплодировала исключительно по подсказке. Тем не менее Бортнянский был обласкан, получил вознаграждение и должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в 1783 г. Паизиелло из России стал еще и капельмейстером «малого двора» в Павловске при наследнике Павле и его супруге. Такой разнообразный род занятий стимулировал сочинение музыки во многих жанрах. Бортнянский создает большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку - клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг. Разносторонне образованный человек, Бортнянский охотно принимал участие в литературных вечерах, устраивавшихся в Павловске; позже, в 1811-16 гг. Державиным и А.

Шишковым, сотрудничал с П. Вяземским и В. На стихи последнего он написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане русских воинов» 1812. Вообще Бортнянский обладал счастливой способностью сочинять музыку яркую, мелодичную, доступную, не впадая при этом в банальность. В 1796 г. Бортнянский был назначен управляющим, а затем директором Придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до конца своих дней. На новой должности он энергично взялся за осуществление собственных художественных и просветительских намерений. Он значительно улучшил положение певчих, ввел в капелле субботние общедоступные концерты, подготовил хор капеллы к участию в концертах. Филармонического общества, начав эту деятельность исполнением оратории Й.

Гайдна «Сотворение мира» и завершив ее в 1824 г. За свои заслуги в 1815 г. Бортнянский был избран почетным членом Филармонического общества. О его высоком положении свидетельствует принятый в 1816 г. В своем творчестве, начиная с 90-х гг. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности - к классицизму». В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами.

В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни». Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали.

Ковалева, В. Cледует также упомянуть статьи С. Скребкова «Бортнянский -- мастер русского хорового концерта» и книгу А. Мясоедова «О гармонии русской музыки корни национальной специфики ».

Творчество Бортнянского интересно своей синтетичностью. Во-первых, будучи придворным певчим, он с детских лет впитал культуру партесного пения, то есть стиль «русского барокко». Во-вторых, Бортнянский учился композиции у итальянского мастера Бальдассаре Галуппи, работавшего в те годы в Петербурге. Когда мэтр поехал в Италию, он взял своего любимого ученика с собой. Существуют сведения, что Бортнянский брал уроки у падре Мартини, а он, как известно, был учителем Моцарта. Вместе с тем, Бортнянский -- русский композитор, писавший русскую музыку, что неоднократно отмечали многие исследователи. Партесный хоровой концерт: краткий исторический экскурс Специфически национальным видом русского музыкального искусства , его основой и фундаментом является хоровое пение a cappella.

Своеобразными же музыкальными символами "российских древностей" явились знаменный распев, кант, партесный концерт - формы, которые легли в основу множества сохранившихся памятников русского хорового искусства XVII - начала XVIII веков. Созданные в разные исторические эпохи , обладающие яркими самобытными чертами стиля одноголосие песнопений знаменного распева XI -г- начала XVIII веков; трёхголосие и песенность канта XVII века; пышность барочных форм многоголосной фактуры партесного концерта конца XVII века , эти произведения воспевают одни и те же добродетели и осуждают одни и те же пороки. Монументальность, особая возвышенность чувств и серьёзность повествования исходят из воспитательной направленности древнерусского искусства. Утверждение верности как высшего мерила человеческих поступков, сострадание к слабому, мольба о милосердии, осуждение измены - вот его основные темы. Очень ярко и выпукло воплощены они в цикле "Древнерусские страсти", известном по нотированным рукописям с XI века и содержащем более 50 песнопений]. В основу представленной в программе композиции положены фрагменты уникального памятника русской музыкальной культуры - рукописи инока Христофора 1604 г. Эта рукопись, появившаяся в эпоху расцвета древнерусского монодического пения, содержит полный свод песнопений, которые звучали на Руси в начале XVII века.

С первой трети XVII века к традиционному одноголосию присоединилось так называемое "строчное" двух- и трёхголосное пение. Интенсивно развиваясь, оно захватило широкий круг песнопений. Репертуар многоголосия составляли торжественные гимны, исполнявшиеся в кульминационных разделах Всенощной и Литургии. Многоголосные песнопения основывались на приёмах, свойственных русской фольклорной традиции: диалогах подголосочного склада, ленточном движении голосов, их мелодической самостоятельности. В основу был положен не гармонический, а мелодический принцип развития каждого голоса. В результате создавался яркий, выразительно звучащий ансамбль, своеобразная колористическая гармония произведений, в ряде случаев воспроизводящая звучание колокольного звона. Со второй половины XVII века в русскую музыкальную культуру интенсивно входят новые формы хорового творчества, формируется новый многоголосный стиль хорового пения , получивший название партесного, то есть пения по партиям.

Основным его жанром явился партесный концерт - одна из разновидностей пышного монументального барочного мотета, широко представленного в музыке католической церкви. В отличие от западно-европейских композиторов русские авторы были ограничены в своём творчестве чисто вокальной звучностью, принятой в православной церкви. При этом они достигали высочайшего мастерства и подлинной виртуозности в извлечении контрастов из противопоставления отдельных групп хора, регистров, динамических оттенков. Основным средством контрастирования служило чередование мощного полнозвучного tutti хора и прозрачных концертирующих сольных построений, чаще всего трёхголосных. Особая роль в русской музыкальной культуре принадлежит канту- первому жанру русской светской музыки, получившему в период правления Петра Великого широкое распространение в самых широких слоях русского общества. Имевший регулярный ритм, чёткую структуру, стабильную трёхголосную фактуру и опиравшийся на закономерности европейской гармонии, кант в то же время сохранил напевность, серьёзность тона, проникновенность, эпику и лиризм, свойственные древнерусскому искусству. Так, например, "Канты на победу при Полтаве" представляют собой краткие эмоционально окрашенные музыкальные повествования, построенные по принципу контрастного сопоставления частей: торжество русского царя, печаль, горесть побеждённых, проклятие изменника Мазепы.

Если первая половина XVIII столетия в русской хоровой музыке характеризовалась ориентацией на барокко, то с середины столетия в ней ясно обозначились приметы классицизма. Центральным жанром становится классический духовный концерт. Развитие русской хоровой культуры и жанра духовного концерта в последней четверти XVIII века неотделимо от имени Дмитрия Степановича Бортнянского 1751 - 1825. В музыкальном наследии композитора представлены многие жанры - оперы, клавирные сонаты, инструментальные ансамбли, песни. И всё же главное внимание Бортнянский уделял созданию духовных хоровых концертов, в жанре которых он является крупнейшим из русских мастеров XVIII века. Что, впрочем, и не удивительно, ибо с 1796 года и до последних дней жизни Бортнянский возглавлял хор Придворной певческой капеллы, являясь с 1801 года её директором. В своём творчестве композитор утвердил и завершил развитие хорового концерта классического типа, структура которого имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом.

В строгой, соразмерной, поистине классической гармонии концертов воплощал композитор идеи нравственного самосовершенствования личности, проповедовал доброту, веру, силу разума, облагораживающего человека. Возвышенность, спокойствие, умиротворённость её музыки заставляют, отрешившись от повседневности, ощутить подлинные высшие духовные ценности. Восхищает величественностью звучания, мощностью контрастов, простотой и строгостью интонаций трёхчастный концерт для двух хоров "Тебе Бога хвалим", завершающий программу. В этих сочинениях Бортнянский достигает большого мастерства монументального хорового письма, продолжая традиции своих предшественников. Он много работал над старинными мелодиями из «Обихода», над гармонизацией знаменных распевов. Мелодика его концертов, интонационно близка к русской и украинской народной песне. Творчество Бортнянского связано с традициями народной песенности, с принципами партесного стиля и кантовой лирики.

Главный секрет обаяния хоровой музыки Бортнянского в ее возвышенной простоте и сердечности. Каждому слушателю кажется, что он мог бы петь вместе с хором. Большая часть хоровых сочинений написана для четырехголосного состава. У Бортнянского текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Для хорового концерта традиционные тексты псалмов служили общей эмоционально-образной основой. Бортнянский подбирал текст, исходя из традиционных принципов построения музыкального цикла, контраст соседних частей по характеру, ладу, тональности, и по метру. Начальные части создавались под впечатлением текста.

Первые фразы концертов - самые яркие по интонационной выразительности. У Бортнянского было несколько концертов, одинаковых по названию, но разных по музыке, так как текст псалмов многократно употреблялся в русском хоровом концерте. К ранним относятся те, которые охватывают первую часть или половину 4-х-голосных концертов и все двухорные. Остальные относятся к поздним. Ранние партесные концерты вбирают в себя различные жанры плач, лирическую песню , отличаются торжественно-панегирическим обликом. Музыкально-тематические истоки ранних концертов восходят к таким массовым жанрам как кант, марш, танец. Кантовость насквозь пронизывает хоровой стиль Бортнянского: начиная от фактурно-интонациональных черт и кончая тематизмом.

Типична для тематизма ранних концертов маршевость и танцевальность, особенно часто марш слышится в финальных частях цикла. Также у Бортнянского встречаются в одной теме черты танцевальности и маршевости. В поздних концертах виватно-панегирические образы уступают место лирическим, сосредоточенным; танцевальные - задушевному песенному фольклору. В них меньше фанфарности, тематизм становится выразительнее, более развиты сольно - ансамблевые эпизоды, среди которых появляются минорные. Именно в поздних концертах слышны интонации характерные для украинской лирической песни. Черты русской песенности свойственны мелодике Бортнянского. В основном все поздние концерты начинаются с медленных частей или вступлений, исполняемых солистами.

Быстрые части в этих концертах служат для контраста. Наряду с торжественными, праздничными или величаво-эпическими у Бортнянского встречаются и глубоко лирические концерты, проникнутые сосредоточенными размышлениями о жизни и смерти. В них преобладают медленные темпы, минорный лад, экспрессивная напевная мелодика. Основная тема его I части, акцентируемая III, а затем VI ступень минорного лада, проводится поочередно парами солирующих голосов. Заключительная часть написана в форме фуги, тема которой интонационно родственна начальной теме концерта. В I-м проведении тема излагается 2-х-голосно, с сопровождающим ее подголоском.

Стиль "классицизм" в хоровой музыке XVIII века на примере творчества Моцарта и Бортнянского

Высокий расцвет партесного концерта связан с именем Дмитрия Степановича Бортнянского. Искусствоведение» Хоровые концерты Д.С. Бортнянского. Хоровой концерт прошел в своемразвитиинескольковажныхэтапов: барокковий концерт ІІ-ой пол. Слава во вышних Богу - Концерт №6 - Дмитрий Бортнянский. В изучении хоровых концертов Д. Бортнянского мы опираемся на исследования русской музыки XVII-XVIII вв.

Дмитрий Бортнянский - Концерты Для Хора (2) (1990)

Бортнянский создаёт большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку – клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские. Искусствоведение» Хоровые концерты Д.С. Бортнянского. нский Концерт для фортепиано и камерного оркестра, Ре мажор. Создатель партесного хорового концерта.

Хоровые концерты Д.С. Бортнянского : : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Валерий Полянский Государственный камерный хор Министерства культуры СССР – Бортнянский: Концерты для хора Nos. Ноты к произведению '35 концертов' композитора Бортнянский Дмитрий. вершина композиторского мастерства, жемчужина вокально-хорового искусства. Портал НЭБ предлагает вам скачать или читать онлайн диссертацию (автореферат) на тему «Хоровые концерты Д.С. Бортнянского:: автореферат дис. кандидата искусствоведения. Хоровые концерты Бортнянского представляют собой одну из вершин большого и.

Музыка. 6 класс

Именно Бортнянский был автором известного гимна русских масонов на стихи М. Кроме всего, после возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. На этом посту проявил себя как энергичный администратор. Добившись в 1816 императорской привилегии осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки, Бортнянский занялся редактированием лучших образцов русского церковного многоголосия. Первым делом он издал во второй половине 1810-х гг. Галуппи, Дж. Сарти, М. Березовского, а также собственные хоровые концерты. В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 года.

В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. В репертуаре духовной музыки, которая занимает одну из главных ролей в творческой биографии Бортнянского, около полутора сотен произведений: богослужебные песнопения, духовные концерты, литургия, трио. Его духовно-музыкальные произведения исполнялись в течение всего 19 века.

Галкина Сов. Гаспаров, М. Очерк истории русского стиха М.

Генова, Т. Генова Вопросы музыкальной формы: сб. Герасимова-Персидська, П. Хоровий концерт на Украш! Киш: Муз. Украша, 1978.

Герасимова-Персидская, П. Партесный концерт в истории музыкальной культуры П. М 1986. С 136-152. Герасимова-Персидская Литература и искусство в системе культуры: сб. Гервер, Л.

Избранные стихи Псалтири, переложенные на музыку Дмитрием Бортнянским Л. Гервер Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. Бортнянского: материалы междунар. Головинский, Г. Гомон, А.

Полифония слова и музыки как фактор формообразования А. Гомон Пародная музыка: история и типология: Памяти профессора Е. Гиппиуса 1903-1985 : сб. Горюхина, П. Эволюция сонатной формы. Киев: Музична Украша, 1973.

Открытые формы П. Горюхина Форма и стиль: сб. Часть 1. Григорьева, Г. Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке XX века Г. Гуляницкая, П.

Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века П. Гуревич, В. Типическое и особенное в гармоническом языке произведений Д. Бортнянского В. Гуревич Бортнянский и его время. К 250летию со дня рождения Д.

Гусейнова, З. Теоретические проблемы знаменного роспева в «Азбуке» Александра Мезенца З. Гусейнова Музыкальная культура православного мира: Традиции. Практика: материалы науч. Гнесиных, 1994. Гусейнова Ритм и форма: сб.

Дабаева, И. Рубежи веков в истории русской духовной музыки И. Дабаева Искусство на рубежах веков: материалы междунар. Русский духовный концерт в историческом контексте И. Дабаева Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Е.

Назайкинского: сб. М МГК, 2001. Дилецкий, П. Идея грамматики мусикийской П. Дилецкий Памятники русского музыкального искусства. М: Музыка, 1979.

Дмитревская, К. Анализ хоровых произведений: учеб. Россия, 1965. Добролюбов, Н. Замечания о слоге и мерности народного стиха П. Добролюбов Русская фольклористика: хрестоматия.

Доброхотов, Б. Бортнянский Б. Древнерусская литература. Друскин, М. Пассионы и мессы Баха М. Иоганн Себастьян Бах М.

Дубравская, Т. Итальянский мадригал XVI века Т. Дубравская Вопросы музыкальной формы: сб. Мадригал жанр и форма Т. Дубравская Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. Принципы формообразования в полифонической музыке XVI века Т.

Дубравская Методы изучения старинной музыки: сб. Дьячкова, Л. Гармония Бортнянского Л. Дьячкова Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке: сб. Вып I. Евдокимова, Ю.

Становление сонатной формы в предклассическую эпоху Ю. Евдокимова Вопросы музыкальной формы: сб. Полифонические традиции в раннесонатной форме Ю. Евдокимова Вопросы музыковедения: сб. Вечная жизнь мелосного многоголосия Ю. Евдокимова Муз.

Жабинский, К. Бортнянского на примере концерта 2 «Торжествуйте днесь» К. Зенкин Музыка в пространстве культуры: избр. Живов, В. Живов Разыскания в области истории русской культуры Язык. Культура : сб.

Жигачева, Л. О проявлении сонатности в хоровой музыке на примере русской классической оперы : автореф. Харьков: ХИИ, 1982. Жирмунский, В. Поэтика русской поэзии В. Задерацкий, В.

Музыкальная форма: учебник для специализ. Захарьина, Н. Музыкальное время в песнопениях в честь успения Богородицы Н. Захарьина Музыкальная культура православного мира: Традиции. Земцовский, И. О композиции русских «квинтовых» лирических песен И.

Земцовский Вопросы теории и эстетики музыки: сб. Русская протяжная песня И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке И. Иванов, В. Хоровое творчество Д. Бортнянского: автореф.

Киев: ИИФиЭ, 1973. Дмитро Бортнянський В. КиГв: Муз. Украша, 1980. Ивченко, Л. Взаимодействие устной и письменной традиций в жанре канта Л.

Ивченко Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: сб. Киев: Музична Украша, 1988. Игнатенко, Е. Чайковського: Стиль музичноТ творчост1: естетика, теор1я, виконавство. К 2004. Ильин, В.

Очерки истории русской хоровой культуры. История полифонии: в 7 вып. М Музыка, 1996. История русской музыки в нотных образцах ред. История русской музыки. Левашева, Ю.

Келдыш, А. История русской музыки: в 10 т. Келдыш, О. Е Левашева. Доброхотов [и др. История русской музыки: учебник.

Владышевская, О. Левашева, А. Казанцева, М. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий к постановке проблемы М. Казанцева Музыкальная культура православного мира: Традиции. Калужникова, Т.

Проявление попевочного принципа мышления в звуковысотной организации партесных произведений Т. Калужникова Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке: сб. Катуар, Г. Музыкальная форма: в 2 ч. Катунян, М. Музыкально-теоретические идеи и композиция эпохи барокко М.

Катунян Музыка: науч. Катунян Sator tenet opera rota: Ю. Холопов и его научная школа к 70-летию со дня рождения : сб. Кац, Б,А. Стань музыкою, слово! Кац, Б.

Музыкальные ключи к русской поэзии: исслед. К соотношению музыки и текста в концерте М. Березовского «Не отвержи мене» Б. Кац Musicae ars et scientia: Паук. Келдыш, Ю. Келдыш Сов.

Очерки и исследования по истории русской музыки Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века Ю. Келдыш Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. С 174-199. Келдыш История и современность: сб. Кикнадзе, Л.

Особенности стиля барокко в русской музыке Л. Кириллина, Л. Бетховен и теория музыки его времени Л. Кириллина Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа: сб. Климовицкий, А.

Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти А. Климовицкий Вопросы музыкальной формы: сб. М Музыка, 1966. Ковалевская, Е. История русского литературного языка: учеб.

Коловский, О. О песенной основе хоровых форм в русской музыке О. Коловский Хоровое искусство: сб. Конотоп, А. Культурный контекст А. Коротких, Д.

Коротких Муз. Костюковец, Л. Кантовая культура в Белоруссии: Массовые кантыгимны, лирические канты-псальмы Л. Минск: Высш. Кошмина, И. Русская духовная музыка: учеб.

Жанры И. Кручинина, А. Композиция музыкально-поэтического текста в древнерусском чинопоследовании А. Кручинина Музыкальная культура православного мира: Традиции. Кудрявцев, А. Восточнославянский кант: вопросы типологизации и генезиса А.

Казань: КГК, 2003. Кулаковский, Л. Строение куплетной песни: Па материале народной и массовой песни Л. О русском народном многоголосии Л. Песня, ее язык, структура, судьбы на материале русской и украинской народной, советской массовой песни Л. Кушнарев, Х.

О полифонии: сб. Тюлина, И. Кюрегян, Т. Песни средневековой Европы Т. Кюрегян, Ю. М Композитор, 2007.

Лаврентьева, И. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке И. Лаврентьева Вопросы музыкальной формы: сб. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений И. Лаул, Р. Модулирующие формы: лекция по курсу «Анализ музыкальных форм» Р.

Лебедева, О. Лебедева-Емелина, А. Лебедева-Емелина Муз. Ливанова, Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Ливанова Из истории музыки и музыкознания за рубежом.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. Лихачев, Д. Семнадцатый век в русской литературе Д. Лихачев XVII век в мировом литературном развитии: сб. Ноэтика древнерусской литературы Д.

Лобанов, М. Новые значения старого термина М. Лобанов Сов. Лобанова, О. Об отражении интонационной структуры стиха в вокальном произведении: автореф. Лозовая, И.

Знаменный распев и русская народная песня О самобытных чертах столпового знаменного распева И. Лопатин, М. Русские народные лирические песни М. Лопатин, В. Нрокунин; под ред. Лотман, Ю.

Структура художественного текста Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха Ю. Лыжов, Г. Лыжов Старинная музыка: Нрактика. Реконструкция: материалы науч.

М Нрест, 1999. Мазель, Л. Нрелюдия A-dur Шопена к вопросу о методе анализа музыкальных произведений Л. Мазель Исследования о Шопене. Строение музыкальных произведений: учеб. Мазель Л.

Форма Л. Мазель Муз.

Лаковая миниатюра О том, что на Руси существовали скоморохи, говорят нам их изображения на фресках, упоминание в письменности. Скоморох — это многожанровый артист, который поёт и играет, танцует и читает стихи, выполняет акробатические трюки и выступает как дрессировщик животных, жонглирует и показывает фокусы. Скоморохи объединялись в ватаги или артели, иногда достигающие 70-100 человек, и странствовали по городам и деревням.

Они не просто показывали спектакли, но и вовлекали зрителей в свои представления. Сейчас такие представления называют интерактивными. Часто скоморохи затрагивали острые политические темы, потешались над правящим классом, упоминали тему крестьянских войн и бунтов.

Начав творческую деятельность в период расцвета европейского музыкального классицизма, он охватил широкий круг стилевых и жанровых явлений XVIII века, чрезвычайно своеобразно и плодотворно преломив их на почве музыкальной культуры России. Певчий придворного хора в Санкт-Петербурге, затем ученик знаменитого Бальдассаре Галуппи в Италии в 1770-е годы , затем капельмейстер Придворной певческой капеллы и учитель музыки великой княгини Марии Фёдоровны 1780-1796 и наконец директор Капеллы на протяжении тридцати лет, до самой своей смерти. Бортнянский оказал огромное воздействие на творческую и общую музыкальную культуру страны.

Его музыка отличается красотой и вкусом, классицистской благородной простотой и российско-украинской задушевностью и непосредственностью, сердечным лиризмом. Бортнянский — автор опер в стилях итальянской оперы-сериа и французской комической оперы. Его перу принадлежит также ряд камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Но основной сферой приложения его творческий сил явилась хоровая музыка, создание которой было одним из главных условий его придворной службы. Написанная для придворной церкви, она мгновенно распространялась по всей России, пользуясь огромной популярностью как у владельцев крепостных капелл, так и у простых любителей музыки. Хоровые концерты Бортнянского представляют собой одну из вершин большого и своеобразного пласта музыкального творчества XVIII века, уникального в Европе,— хорового концерта a capella.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий