– Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы в 1918 году по Юлианскому календарю между 1 и 14 февраля, стали считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней. перенес Россию из года 7208 в год 1699. Новый год стали праздновать 1 января, правда, опять с отставанием на 14 дней от григорианского календаря. Так как разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней, то декрет предписывал «первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, 2-й день считать 15-м и т. д.». С 14 февраля 1918 года Россия перешла на новый календарный стиль. Эта грандиозная перемена в жизни страны была проведена в жизнь декретом Совнаркома от 26 января (8 февраля) 1918. 14 февраля 1918 года Советская Россия перешла на «новый стиль» времяисчисления. Произошла замена прежнего, Юлианского календаря, известного ещё Древнему Риму, на Григорианский, введённый в 1582 году римским Папой Григорием XIII.
Ошибка в Юлианском календаре, которая сделала его нежизнеспособным
- Григорианская «машина времени» или как исчезли сразу десять дней
- Как большевики потеряли 13 дней при переходе на Григорианский календарь?
- Александр Пыжиков. Как Менделеев юлианский и григорианский календари мирил |
- Декрет от 26 января 1918 года
- Декрет о введении западноевропейского календаря — Документы
- Советская Россия перешла на григорианский календарь
Не пить, поститься: почему РПЦ против григорианского календаря?
ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ - Древо | Предполагалось сокращать каждый год на 24 часа, тогда через 13 лет даты в России полностью совпали бы с григорианским календарём. Однако Владимир Ленин одобрил именно резкий переход. И 13 дней просто исчезли из 1918 года. |
СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ | Новости | Поскольку Русская Православная церковь не перешла на григорианский календарь, то Рождество Христово в XXII веке (с 1 марта 2100 года) будут отмечать не 7-го, а 8-го января (по новому стилю), т.е. в календарях "красным" днем будет уже 8 января (начиная с 2101 года). |
98 лет назад Россия перешла на григорианский календарь - YouTube | В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. |
95 лет Россия живет по Григорианскому календарю. Его история и недостатки | 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров (СНК) России принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, а 26 января этот документ был подписан председателем Совнаркома м. |
В России введен григорианский календарь (новый стиль)
Так как разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней, то декрет предписывал «первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, 2-й день считать 15-м и т. д.». Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. Суть в календарях. Юлианский календарь — это календарь, по которому жила Россия до 1918 года. В феврале 1918 г. мы перешли на «новый» стиль — на Григорианский календарь.
Календарная революция. Как большевики ввели григорианское летоисчисление
Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря от 26 января 1918 года — принятый Советом народных комиссаров (СНК). После прихода к власти в 1917 году большевиков в стране началось множество реформ. Одна из них — переход от юлианского на григорианский календарь. Новый закон приняли 26 января 1918 года. 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля — в стране был введен календарь нового стиля (григорианский). До 1 февраля 1918 года в круглых скобках помещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 года – дата юлианского календаря. Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать «старый» и «новый» стиль.
Григорианская «машина времени» или как исчезли сразу десять дней
В Русской православной церкви после периода колебаний григорианский календарь был формально введён патриархом Тихоном 15 октября 1923 г. Однако нововведение вызвало несогласие в церкви, и поэтому уже 8 ноября 1923 г. Таким образом, новый стиль действовал в Церкви только 24 дня, и она вернулась к Юлианскому календарю.
Alexander Alenitsyn Высший разум 759847 Максим Степаненко, разве? А мне помнится, что как раз не високосный, потому что каждые 400 лет он не високосный.
Петр 1-й, прорубив окно в Европу, изменил календарь в соответствии с западноевропейским календарем. Отменил древнее летосчисление от сотворения мира и поставил вести времяисчисление от Рождества Христова - перенес Россию из года 7208 в год 1699. Новый год стали праздновать 1 января, правда, опять с отставанием на 14 дней от григорианского календаря. Следующую поправку в календарь внесли большевики в 1917 году.
Они не только подстроили его под европейский, но и Новый год отменили, как ненужный.
Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату. Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.
Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Но решения того как выровнять календари с большей частью стран мира нашлось два. По первому варианту предлагалось исключать по одному дню из февраля, то есть решить проблему за 13 лет, что было предложено сделать и православной церкви. Второй вариант предполагал одномоментный переход без какого-либо согласования с церковью, что и было в итоге сделано, так как данную инициативу поддержал В. Церковь же решила остаться на Юлианском календаре, что на текущее время создаёт календарный разрыв уже в 14 дней.
Хотя некоторые православные ответвления всё же решили признать правильность Григорианского календаря, однако за это они провозглашены раскольниками. Ленин подписал Декрет 26 января 1918 года, после чего даты Юлианского календаря до реформы стали называть «старым стилем», а Григорианского — «новым стилем», по которому Декрет был подписан уже 8 февраля, хотя его в текущем году не было, так как февраль 1918 года начался с 14-ого числа.
Популярное
- Популярное
- Главная навигация
- Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря
- Мурманская филармония приглашает на концерт «Музыка из воздуха»
- Ленин приблизил День святого Валентина
- Когда в России появилось летоисчисление по новому стилю
В России введен григорианский календарь (новый стиль)
В юлианском календаре, предложенном Юлием Цезарем, средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Он издал 24 февраля 1582 года буллу послание , вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволило сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.
А вообще вопрос этот обсуждался давно. В 1899 году даже была создана комиссия при Астрономическом обществе, в которую входил Менделеев. Но полномочиями ее не наделили. Реформа 1919 года тоже могла заглохнуть. Это длилось бы 13 лет. Ленин выступил за одномоментный переход на новый стиль. По словам настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ Владимира Вигилянского, календарь не меняют, опасаясь путаницы с праздниками и потому, что «если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели, каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость». В мае 2019 года в Госдуме рассматривался законопроект о возвращении России к юлианскому календарю. Его авторы из ЛДПР утверждали, что переход на григорианское летоисчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты назвали идею анахронизмом, хотя один из них, историк Евгений Пчелов, признал что юлианский календарь был весьма прогрессивен для времени своего создания в 46 году до н. Петр I омолодил Россию на 5 тыс. И его, а не 1 сентября, как прежде, следовало считать началом года. Обычно это решение Петра Алексеевича объясняют так же, как и введение григорианского летоисчисления: Россия пыталась стать ближе к Европе.
Страна перешла на григорианский календарь. В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю «старый» стиль , с 1 февраля 1918 года — по григорианскому «новый» стиль. Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках. До 1 февраля 1918 года в круглых скобках помещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 года — дата юлианского календаря. Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать «старый» и «новый» стиль. Для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь был введен раньше, чем в России. В этом случае основной датой является дата юлианского календаря, в скобках указывается дата григорианского календаря. При датировке документов по истории гражданской войны в некоторых случаях также следует ставить двойную дату. Но основной датой в этих датировках является дата григорианского календаря. Необходимо оговаривать все случаи отступления от этих принципов и указывать стиль даты. Надо также отметить, что даты православных праздников не всегда совпадают со светским современным календарем праздников, поскольку по правилам Русской православной церкви ко всем датам добавляется 13 дней вне зависимости от года - отсюда и расхождение. Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов то есть в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день. В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет. К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток. Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским. В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января. Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др. И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году и православных в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году государствах. Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь. Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно. После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность. Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».
Представляется, однако, отнюдь не случайным, что на эту реформу решились как раз большевики. Это объясняется отнюдь не "революционной смелостью" этой власти, а совершенно иными причинами. Для большевиков оказалось гораздо легче ввести в России одинаковое почти со всеми культурными народами исчисление времени, так как при той разрухе, до которой они довели Россию, в значительной степени потеряли свою остроту обстоятельства, до сих пор препятствовавшие проведению реформы... Давно была пора... Описание подготовлено по материалам статьи издания « Российская газета ». Дело 78. Мультимедиа Декрет о введении в Российские республики западноевропейского календаря. Машинопись на бланке. Подписи В. Ульянова Ленина , Г. Чичерина, А. Шляпникова, В. Алгасова, В. Оболенского, Г. Петровского, В. Бонч-Бруевича, Н.
ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Поскольку Русская Православная церковь не перешла на григорианский календарь, то Рождество Христово в XXII веке (с 1 марта 2100 года) будут отмечать не 7-го, а 8-го января (по новому стилю), т.е. в календарях "красным" днем будет уже 8 января (начиная с 2101 года). Католические страны сразу же последовали папскому призыву и в тот же год (1582 год) на григорианский календарь перешли Испания, Италия, Речь Посполитая, Франция и Португалия. В следующем году (1583 год) к ним начала присоединяться протестантская Европа. 14 февраля 1918 года в Советской России произошел переход с юлианского на григорианский календарь. Согласно нововведению, с целью привести летоисчисление в соответствие с западноевропейским, в календарь была введена поправка в 13 суток. Все дело в календарях. Царская Россия жила по юлианскому календарю до Февральской революции 1918 года. 14 февраля 1918 года Россия перешла на григорианский календарь — так называемый новый стиль. В Российском государстве григорианский календарь был введен с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». С 14 февраля 1918 года Россия перешла на новый календарный стиль. Эта грандиозная перемена в жизни страны была проведена в жизнь декретом Совнаркома от 26 января (8 февраля) 1918.
Старый и новый стиль в исторических датах
В Русской православной церкви после периода колебаний григорианский календарь был формально введён патриархом Тихоном 15 октября 1923 г. Однако нововведение вызвало несогласие в церкви, и поэтому уже 8 ноября 1923 г. Таким образом, новый стиль действовал в Церкви только 24 дня, и она вернулась к Юлианскому календарю.
Надо заметить, что провозглашённая Папой Григорием календарная реформа вызвала протесты не только в Православных Церквях, но даже Парижский и Венский университеты, которые в те времена были весьма авторитетными центрами науки, отвергли календарную реформу папы Григория и иезуита Клавиуса.
В 1583 году в Константинополе был созван Собор восточных патриархов, на котором эта григорианская реформа подверглась жёсткой критике, и православные от нее дистанцировались. В Европе же Папа Григорий жёстко подавил протесты, пригрозив всем, кто не примет новый календарь, отлучением от католической церкви. И хотя его противники шутили, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой», но календарная реформа стала набирать силу.
Европа начала переходить на новый Григорианский календарь. В годы календарной реформы в России последние годы правил наш первый Царь Иоанн Васильевич Грозный, скончавшийся в 1584 году, затем его богобоязненный сын Феодор Иоаннович, при котором в России было учреждено Патриаршество, и Русская Церковь заняла место отпавшей Римской в пентархии Церквей. Словом, для Руси проблема Григорианского календаря не стояла.
Иногда ошибочно утверждают, что календарная реформа Петра Великого привела Россию к утверждению Григорианского календаря. Но это абсолютная чепуха! Петр Алексеевич установил в России наступление Нового года 1 января, но на Григорианский календарь наша страна перешла только в 1918 году по милости большевиков, которые, прожив большую часть жизни в Европе, посчитали для себя неудобным быть вдали от европейской цивилизации и волевым решением перевели страну на Григорианский календарь.
Таким образом, тогдашние граждане страны лишились в одночасье 13 дней своей жизни, перепрыгнув сразу в 14 февраля. После того как рухнула Российская монархия и был свергнут верховный защитник Православлия Российский Император Николай II, некому было защитить Православные церкви от атаки мира сего. И вскоре от Юлианского календаря отказались все Греческие Православные Церкви.
В 1923 году в Константинополе прошёл так называемый Всеправославный конгресс или Всеправославное совещание , на котором была предпринята попытка реформы календаря и даже пасхалии. Был принят так называемый новый юлианский календарь. В чём суть Новоюлианского календаря?
Если очень просто — в том, что согласно новому календарю Пасхалия рассчитывается по Юлианскому календарю так называемая Александрийская Пасхалия, которую «реформировать», слава Богу, не удалось , как и все зависящие от Пасхи праздники, в том числе начало Великого поста. А вот все непереходящие праздники, которые привязаны к конкретным датам, празднуются вместе с католиками по Григорианскому календарю. Поэтому сегодня большинство Православных Церквей отмечают Рождество Христово вместе с католиками 25 декабря по Григорианскому календарю.
Лукавство Новоюлианского календаря состоит в простой вещи: если Пасха поздняя, то практически исчезает или сводится к минимуму Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла происходит не 12 июля, а 29 июня по григорианскому календарю. В 1923 году введённый в заблуждение Патриарх Московский святитель Тихон, ввёл новоюлианский календарь в Русской Православной Церкви, точнее только на приходах Москвы, поскольку большинство епархий нововведение не приняли.
Член Петроградского комитета по делам печати мирянин Митрофан Алексеевич Семенов, в свою очередь, предложил вообще не реагировать на декреты большевиков, что позволит избежать необходимости перехода на новый календарь. Профессор Московской духовной академии и член Поместного собора Православной российской церкви от высших духовных школ Сергей Сергеевич Глаголев подчеркнул, что в изменившихся условиях церкви вряд ли получится оставаться на старом календаре, поскольку он все больше расходится с небом, однако делать поспешных шагов не стоит и лучше некоторое время оставаться на старом, юлианском календаре. Тем более, отмечал в своем докладе Глаголев, такой серьезный вопрос можно решать только при наличии согласия всех автокефальных православных церквей. В конечном итоге, отдел о богослужении и отдел о правовом положении Церкви в государстве приняли решение в течение всего 1918 года руководствоваться старым стилем. Поэтому было решено оставить Русскую православную церковь на юлианском календаре.
В 1923 году, когда Советский Союз уже пять лет жил по новому календарю, церковь вновь подняла вопрос о реформе календаря. Второй Поместный собор состоялся в Москве. Митрополит Антонин заявил, что перейти на григорианский календарь церковь и верующие могут быстро и безболезненно, а в самом переходе нет ничего греховного, более того реформа календаря необходима для церкви. В результате Поместным собором была принята резолюция, провозглашавшая переход церкви на григорианский календарь с 12 июня 1923 года. Интересно, что прений резолюция не вызвала, что свидетельствовало о полной готовности участников собора к переходу на новый стиль. Патриарх Тихон в связи с сложившейся ситуацией осенью 1923 года опубликовал свое Послание, в котором осудил решение Второго Поместного собора как чересчур поспешное, но подчеркнул возможность перехода церкви к григорианскому календарю. Официально планировалось перевести Русскую православную церковь на григорианское исчисление с 2 октября 1923 года, но уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон от этой идее отказался.
Интересно, что в календарях 1924-1929 годов выпуска церковные праздники отмечались так, будто переход церкви на григорианский календарь все же был осуществлен. Например, Рождество отмечалось 25 и 26 декабря. Повторно церковь подняла вопрос о переходе на григорианский календарь в 1948 году, однако он так и не был решен положительно. Несмотря на активное провластное лобби, большинство церковных иерархов все же не желали становиться «сепаратистами» и принимать григорианский календарь без согласования с другими автокефальными церквями. Конечно, Советская Россия не была последней страной, перешедшей на григорианский календарь. В 1919 году григорианский календарь ввели Румыния и Югославия, в 1924 году — Греция. В 1926 г.
В настоящее время по юлианскому календарю продолжают жить в Эфиопии — одном из древнейших христианских государств мира. Кроме того, летоисчисление по юлианскому календарю ведут Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская грекокатолическая и Российская грекокатолическая церкви.
Сердца пролетариев всего мира должны были биться в унисон и по одному хронометру. Так что удивляться не приходится тому обстоятельству, что этот декрет был принят в числе первых. И, конечно же, он выражал реальные потребности политической жизни и экономики. Но мы должны помнить, что это один из сотен декретов, которые были приняты большевиками в первые месяцы после прихода к власти. Но согласитесь, это был и довольно прозрачный для восприятия жест: убить старое время, которым жила царская Россия. Красная страна любила символику. Андрей Сорокин: В этом смысле у большевиков был небогатый арсенал. Вся их романтика и символика связаны с отказом от старого мира.
И не просто с отказом, но с сознательным разрушением основ старого мироустройства, чего бы это ни касалось. Во многих произведениях Ленина и политических его документах мы найдем конкретные установки, ориентирующие партию большевиков и новый режим на разрушение старой государственности, старой традиционной культуры, старых обычаев, традиций и норм формального и обычного права. И, конечно же, тот декрет, о котором мы говорим, полностью вписывается в этот курс, в это мировосприятие. Поэтому и отказ от старого летосчисления многими воспринимался действительно как символический жест, демонстрирующий пафос строительства нового мира, подчеркну - не самостоятельно, а совместно, в союзе с пролетариями всего мира, прежде всего развитых европейских стран. Это был еще и шаг против церкви, негативный пас православию. Получилось, что новый светский календарь совпадает с церковным католическим календарем. А Русская православная церковь продолжала жить по старому, отставала во времени...
Старый и новый стиль в исторических датах
В декабре 1582 г. Во многих других европейских государствах переход осуществлялся постепенно. В первую очередь, против григорианского календаря возражали протестантские государства Европы, для которых отказ от использования календаря, введенного римским папой, имел принципиальное значение. Но все равно от календарной реформы не смогли уклониться даже они.
Так, в Великобритании григорианский календарь был принят только в 1752 году. Спустя год на григорианский календарь перешла Швеция. Постепенно на григорианский календарь переходили и страны Азии, например в 1873 г.
Надо отметить, что во многих странах переход к григорианскому календарю не был безболезненным. Например, в Англии, перешедшей на новый календарь в 1752 году, даже имели место бунты людей, недовольных произошедшими изменениями. В России, напротив, в 1700 году Петр I, проводя политику модернизации, ввел юлианский календарь.
Очевидно, что при всем своем стремлении к кардинальному реформированию общественной и культурной жизни, Петр не был готов идти против православной церкви, относившейся к переходу на григорианский календарь резко негативно. В Российской империи переход на григорианский календарь так и не был осуществлен. Это влекло за собой многочисленные сложности в экономических, культурных и политических отношениях с Европой, но церковь настаивала на сохранении юлианского календаря, не возражали против ее позиции и российские монархи.
В первой половине XIX века поборники модернизации заговорили о желательности перехода на григорианский календарь, тем более, что к этому времени на него перешли и протестантские страны Европы, включая Великобританию. Однако, против календарной реформы выступил министр народного просвещения генерал Карл Ливен. Его, разумеется, поддержала и православная церковь.
Когда уже во второй половине XIX века о необходимости перехода к новому календарю заговорил Дмитрий Менделеев, его быстро осекли представители Священного Синода, заявившие, что для такой масштабной реформы еще не наступило время. В церкви не видели причин для отказа от юлианского календаря, поскольку он, во-первых, многие столетия использовался в православной традиции, а во-вторых, в случае перехода на григорианский календарь неизбежно нарушался бы Богослужебный Устав, так как дата празднования Святой Пасхи высчитывается по особому лунно-солнечному календарю, который тоже тесно связан с юлианским календарем. Февральская революция 1917 года, свергнувшая монархию в России, стала толчком к самым разнообразным масштабным изменениям в жизни страны.
Именно в период, когда страной управляло Временное правительство, началась разработка проекта реформы календаря. Его авторы считали, что назрела необходимость перейти на григорианский календарь, поскольку и так давно применялось двойное написание дат в официальных документах и письмах, особенно если они были посвящены событиям в других государствах или направлялись адресатам, проживавшим в других странах.
К 1918 году Вологда и ее жители оказались на краю голода, — цитируем мы государственный архив Вологодской области.
Как метко заметил в феврале 1918 года автор колонки «Отклики» Вологодского листка под псевдонимном «Никто»: «… ожесточенная борьба не на жизнь, а на смерть мало способствовало развитию у граждан эмоций и сентиментальных чувств». Титульная страница газеты «Известия Вологодского Совета рабочих и солдатских депутатов».
По логике Рождество всегда отмечается "условного" 25-го декабря и всегда предшествует Новому году, но в России произошел некий пространственный казус, связанный с тем, что православное Рождество мы отмечаем по юлианскому календарю этот день в пересчете с юлианского календаря соответствует 7 января , а Новый год - по григорианскому 1 января. Поэтому Новый год у нас приходит до Рождества. Соответственно, при желании можно повторно отметить наступление Нового Года уже по юлианскому календарю юлианский Новый год в пересчете на современный календарь приходит 14 января. Когда отмечать именины — по старому или по новому стилю?
Например, вы видите такую запись: 21 марта 8 марта по старому стилю именины отмечают Лазарь, Иоанн, Ерм, Дометий, Владимир, Афанасий, Феодорит, Феофилакт. Когда же вам отмечать их именины — марта или 8-го марта? Ответ однозначный — 21 марта по общепринятому григорианскому календарю новый стиль , который висит у вас на стене. Ровно в этот же самый день отмечает именины этих людей православная церковь, только «называет» этот день она 8 марта.
Если же вы «попытаетесь» отметить эту дату 8 марта, то окажетесь «в полном одиночестве». Так как 8 марта т. Зачем знать даты тех или иных праздников или событий «по старому стилю», если они все уже «переведены» в новый? Посмотрим на это под другим углом — например, какую дату брать, если речь идет о праздновании некого народного, дохристианского праздника?
Все эти важнейшие народные праздники были впоследствии приурочены к другим — уже христианским праздникам, в определенном смысле интегрированы в них. Получается, что значительная часть народных дохристианских праздников с течением времени неизбежно «уходит вперед», удаляется от соответствующих им астрономических точек. То есть их датировка "по новому стилю" уже НЕ отражает их изначальной сути, связи с солнцем, а значит теряется сам смысл многих традиций и ритуалов. Причем это происходит одновременно по двум причинам - потому что сами эти праздники: а были привязаны к церковным праздникам юлианского календаря, который НЕ является солярным и НЕ соответствует астрономическому году; б были зафиксированы этнографами в датах юлианского календаря, который на то время единственный и использовался в России.
Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу. То есть когда мы имеем некую дату «по новому стилю» — это лишь привязка старой юлианской даты к новому общегражданскому календарю. Но сам смысловой факт 14-дневного отставания здесь никак не учтен и не пересчитан.
Например, праздник Ивана Купалы несомненно связан с днем летнего солнцестояния 21 июня. Когда-то он почти совпадал с церковным Рождеством Иоанна Предтечи 24 июня , но сегодня по новому стилю церковное Рождество Иоанна Предтечи перешло на 7 июля, хотя сама точка солнцестояния само собой осталась на прежнем месте. Отсюда разночтение — когда отмечать Купало. Вероятно, ответ в том, какой смысл тот или иной человек в этот праздник вкладывает — христианский или дохристианский.
Тем же самым принципом можно руководствоваться при определении дат других народных праздников, связь которых с солнечным циклом не столь очевидна: более «ранняя» дата по старому стилю — когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали, нежели ее «пересчет» на новый стиль.
Один из проектов предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю, то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и Православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль.
Интересы церкви при этом не учитывались. Сторонником этого варианта был Ленин.
В России введен григорианский календарь (новый стиль)
РПЦ реформу 1582 года решительно осудила, отметив, что Римская Церковь слишком уж любит «новшества» и потому совершенно «безрассудно» идет на поводу у астрономов. Да и вообще — «григорианский календарь далек от совершенства». На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 г. рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. Декрет от 26 января 1918 года — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» Декрет от 26 января 1918 года — «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» — нормативно-правовой акт РСФСР. Рождество же в Советской России считалось «особым днём отдыха» с 1919-го по 1929‑й, причём до 1923 г. в связи с переходом на григорианский календарь его отмечали 7-8 января, а потом перенесли на 25-26 декабря. В 1918 году была самая длинная ночь: с 31 января по 13 февраля. Страна перешла на григорианское летоисчисление. перенес Россию из года 7208 в год 1699. Новый год стали праздновать 1 января, правда, опять с отставанием на 14 дней от григорианского календаря.
Старый год — новый календарь
- Календарная реформа: потерянное время
- ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ - Древо
- Григорианская «машина времени» или как исчезли сразу десять дней
- Два пути к григорианскому календарю
Как из российской истории пропали две недели
Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь. Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно. После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность. Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».
Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет.
Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.
Петр Алексеевич установил в России наступление Нового года 1 января, но на Григорианский календарь наша страна перешла только в 1918 году по милости большевиков, которые, прожив большую часть жизни в Европе, посчитали для себя неудобным быть вдали от европейской цивилизации и волевым решением перевели страну на Григорианский календарь. Таким образом, тогдашние граждане страны лишились в одночасье 13 дней своей жизни, перепрыгнув сразу в 14 февраля. После того как рухнула Российская монархия и был свергнут верховный защитник Православлия Российский Император Николай II, некому было защитить Православные церкви от атаки мира сего. И вскоре от Юлианского календаря отказались все Греческие Православные Церкви. В 1923 году в Константинополе прошёл так называемый Всеправославный конгресс или Всеправославное совещание , на котором была предпринята попытка реформы календаря и даже пасхалии. Был принят так называемый новый юлианский календарь. В чём суть Новоюлианского календаря? Если очень просто — в том, что согласно новому календарю Пасхалия рассчитывается по Юлианскому календарю так называемая Александрийская Пасхалия, которую «реформировать», слава Богу, не удалось , как и все зависящие от Пасхи праздники, в том числе начало Великого поста.
А вот все непереходящие праздники, которые привязаны к конкретным датам, празднуются вместе с католиками по Григорианскому календарю. Поэтому сегодня большинство Православных Церквей отмечают Рождество Христово вместе с католиками 25 декабря по Григорианскому календарю. Лукавство Новоюлианского календаря состоит в простой вещи: если Пасха поздняя, то практически исчезает или сводится к минимуму Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла происходит не 12 июля, а 29 июня по григорианскому календарю. В 1923 году введённый в заблуждение Патриарх Московский святитель Тихон, ввёл новоюлианский календарь в Русской Православной Церкви, точнее только на приходах Москвы, поскольку большинство епархий нововведение не приняли. Но народ церковный «поправил» своего Предстоятеля, дружно проигнорировав новый стиль, поэтому нововведение просуществовало три недели, после чего святитель издал указ отложить введение нового стиля. Так до сих пор, слава Богу, в отложенном состоянии и живём. А вот Греческие Церкви— Константинопольская, Александрийская, Элладская, Кипрская и Антиохийская в те времена находилась под контролем греков , а также Болгарская, Румынская, Албанская и Чехословацкая приняли паллиативный Новоюлианский календарь. Это привело к сильнейшим так называемым старостильным расколам, особенно в Болгарской и Элладской Церквях, когда десятки архиереев отложились от церковного общения с новостильниками.
К сожалению, наше священноначалию из соображений политической целесообразности и под давлением советской власти не поддержало старостильников, хотя Русская Церковь не перешла на новый стиль. В результате мы потеряли поддержку самых консервативных архиереев, священников и мирян в этих церквах, отчего сегодня у нас такие слабые позиции во время нынешнего церковного кризиса. Единственная из Греческий Церквей — Иерусалимский Патриархат — не перешла на Новоюлианский календарь, оставшись верной Юлианскому календарю. Совсем недавно на Юлианский календарь перешла и Польская Православная Церковь. Решение Римо-католической церкви перейти на Григорианский календарь стало явным знаком отхода католиков от единой христианской Церкви.
Недаром, в первые дни Советской власти были изданы долгожданные всеми трудящимися огромной страны декреты — «О земле», «О мире», другие судьбоносные документы. Тот же подход был применён и к календарной реформе. На её подготовку ушло несколько месяцев, в результате появилось два проекта. Первый предусматривал постепенный переход со сдвигом дат на один день ежегодно. Соответственно, новый календарь окончательно был бы адаптирован в России через 13 лет. Второй, более радикальный вариант, предусматривал единовременный переход на новый стиль, он и был в итоге принят. Соответственно, после 31 января 1918 года по «старому стилю» на следующий день наступало не 1-е, а 14 февраля. Для подписываемых договоров и других юридических документов был предусмотрен переходный период до 1 июля того же года. Была также предусмотрена небольшая компенсация работникам, получавшим месячные оклады: их надлежало сократить из расчёта 13-ти реально не отработанных в феврале дней, но из расчёта не 28 дней в этом месяце, а 30-ти. То есть, доля вычета получалась меньшей, чем должна была быть на самом деле. Нередко задаётся вопрос — зачем, вообще, Советской власти понадобилось быстро проводить календарную реформу? Большевики были последовательными материалистами, признавая объективное существование окружающего мира. Поэтому они не понимали, почему, например, астрономическое весеннее равноденствие, когда день равен ночи, вместо положенного 22 марта, в России отмечают на 13 дней раньше, когда ночь всё ещё заметно больше дня? Очевидно также, что искать в рассматриваемой календарной реформе происки Запада просто абсурдно.
В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Он издал 24 февраля 1582 года буллу послание , вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволило сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными. Григорианский календарь в разных странах был введен в разное время. В России григорианский календарь был введен после Октябрьской революции 1917 года — с 14 февраля 1918 года. Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.